Муратова Наталия Александровна
Муратова Наталия Александровна






Муратова Наталия Александровна

 

Доцент кафедры водоснабжения

и водоотведения с 1993 по 2012гг.,

выпускница 1966 года

 

 








 

Родилась 21 октября 1944 года в Казани.

 

Окончила в 1966 году Казанский инженерно-строительный институт по специальности «Производство строительных конструкций и изделий». В 1972 году заочно окончила КИСИ по специальности «Водоснабжение и канализация».

 

02.1967-10.1967гг. – инженер по технике безопасности ЖБЗ КПД № 3, г. Уфа.

1967-1993гг. – инженер, старший инженер, руководитель группы, начальник сектора № 3, начальник отдела № 3 в Казанской бригаде Государственного союзного проектного института № 10.

1993-2012гг. – доцент кафедры водоснабжения и канализации КИСИ-КГАСУ.

 

За время работы в КГАСУ Муратова Наталия Александровна проявила себя высококвалифицированным грамотным специалистом, умелым педагогом, активным сотрудником как в профессиональной, так и в общественной деятельности университета.


 

Вспоминают дети войны...

 

Низкий поклон ветераном войны и тыла

 

Я отношусь к «детям войны», ведь в день, когда я родилась, был салют в Москве по случаю освобождения Белграда. Но мои воспоминания о военных годах сложились только со слов моей мамы - Введенской Серафимы Ивановны (мама работала во время войны помощником директора по кадрам Казмехкомбината, затем зам. зав. отдела кадров Сталинского райкома ВКП(б), с января 1951 по 1971 гг. - начальник учебной части КИСИ). Папа, Введенский Александр Алек­сандрович, о войне нам с братом никогда не рассказывал.

Отец Муратовой Н.А. - Введенский А.А. (в центре). 1944 год

 

Рассказы её были о трудных судьбах эвакуированных в Казань людей, а главное, беженцев, которые покидали родные дома под бомбёжкой вражеских самолётов, о том, как бомбили их поезда, как терялись дети, когда без предупреждения трогался эшелон, а матери оставались с котелком кипятка на станции.

Помимо основной работы, на предприятиях брали шефство над ранеными в казанских госпиталях. Запомнился её рассказ о торжественном собрании в театре им. Качалова по случаю Первого мая, как прерван был спектакль и на сцену выбежал директор театра со словами: «Наши войска вошли в Берлин!». Вспоминала она, как плясали с сестрой и массой других людей на улице Баумана в день 9 мая.

Вскоре после победы мама повезла нас с братом в Минск, где стояла часть, в которой служил папа, в ожидании демобилизации. Мама всегда с улыбкой вспоминала, как со мной, совсем ещё маленькой, но улыбчивой девочкой играли и гуляли солдаты старшего поколения, те, кто истосковался по своим детям.

Семья Введенских. 1945 год


Что вспоминается из детства о послевоенных годах? Во-первых, это наш многоквартирный дом на Лесгафта, где было так хорошо и спокойно. Сейчас я понимаю, что люди просто приходили в себя от тягот войны, от карточной системы, хотя очереди за хлебом были ещё очень большие, а основной едой оставалась картошка на «постном» масле.

Среди жильцов дома царила доброжелательная обстановка, в семьях, что помоложе, появлялись малыши. В общем, это был счастливый дом, почти во всех семьях мужчины вернулись с фронта, но были и семьи, у которых отцы не вернулись с войны, с не понятной для детского ума формулировкой «без вести пропавший».

О том, как трудно было на войне и как от нее все устали, говорит тот факт, что когда за праздничным скромным столом собирались родственники и друзья родителей - все участники войны и труженики тыла - разговоров о войне почти не было или только вспоминали, как к ним в части приезжали представители высшего командного состава, а чаще вспоминали какие-либо курьёзные случаи. Один из дальних родственников рассказывал, как он ухаживал в госпитале за медсестрой, а ведь, казалось бы, ему было что рассказать поинтереснее, он имел много наград, в том числе и главную - «За взятие Берлина»! Тогда не пришло ещё время воспоминаний.

Первый мирный Новый год. Минск, 1946 год


А мы, дети малые и постарше, с утра выбегали во двор, где было во что поиграть: классики, скакалка, в ножички на песке, в прятки, в лапту, ходили к друг другу играть домой, игрушек было всего ничего, зато фантазии хоть отбавляй! Аппетит тоже был хороший.

Главной игрой у детей школьного возраста была «в войну». Нас, кто помладше, не брали. Имена Сергея Тюленина, Олега Кошевого, других молодогвардейцев, Александра Матросова, Николая Гастелло не сходили с языка ребят: каждый фильм, каждая прочитанная книга о войне обсуждалась с азартом и личными переживаниями и комментариями. Это было в нашем дворе, а когда меня брали с собой взрослые «в город», меня всегда пугало большое количество инвалидов на улицах. Обычной картиной было встретить мужчин на костылях, с клюшкой, без одной руки, с обожженным лицом и самое страшное - инвалидов без обеих ног на дощатом настиле с вращающимися колёсиками, на котором перемещались по улице, отталкиваясь руками от земли. С годами этих ветеранов войны стало как-то резко меньше, наверно, их жизнь не была длинной.

 

Дворовые дети, в центре - маленькая Наташа. 1947 год


Школьные годы (1951-1961гг.) почему-то не оставили ярких воспоминаний, хотя и по истории, и по литературе, и во время внеклассной работы, и на пионерских сборах изучали и чтили память защитников Отечества. Пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Самые большие воспомина­ния о школьных годах - это смерть Сталина и полёт Гагарина.

В институте (1961-1966 гг.) это были годы, когда началось оживленное движение по розыску пропавших родственников, детей, отправленных в годы войны в эвакуацию и потерянных во время бомбёжек, из-за путаницы при оформлении в детские дома.

К 20-летию Победы все больше стали устраиваться встречи фронтовиков-однополчан. На телевидении автор «Брестской крепости» С. Смирнов вел цикл таких передач. Наверно, он один из первых озвучил мысль о том, что день Победы 9 мая должен быть нерабочим, чтобы фронтовики смогли надеть свои награды и пройти по улицам вместе с фронтовыми друзьями.

И присоединяясь к его словам, в 1966 году прозвучала песня «Фронтовики, наденьте ордена!». И мы, студенты КИСИ, с удивлением и уважением открывали для себя, что наш ректор Камышев Е.Ф., наши деканы Реутин П.Д и Вишневский В.В. и много-многоуважаемый Воскресенский В.А., Содоваров К.Н., Волков Н.Г., Гумеров И.Я, Бикчентаев А.Г., Булгаков Э.Х., Кривошеев Н.И., Мурафа Г.И., Шелковский В.М., Копылов Н.Н., все они наши высокопрофессиональные преподаватели были участниками Великой Отечественной войны, имеют ордена и медали. Все они были люди разных характеров, разного подхода к студентам - одни держались со студентами на определенной дистанции, другие были демократичны и дружественны. Да и студент студенту был рознь. Но никогда ни при какой ситуации, ни от одного из преподавателей мы не услышали слов: «...а мы за вас кровь проливали!»

Рядовые сотрудники института: зав. АХО Журавлев Ф.И., шофер Жубрицкий П.Ф, старший лаборант Зейферт Г.Д., Субаев Г.Г. с ка­федры физкультуры, работница столовой Аня (не знаю её полного имени и фамилии, она вытирала за нами столы в столовой, раскладывала хлеб, ворчала, чтоб мы уносили за собой посуду) - все они участники войны! А кадровые военные, пришедшие в институт после выхода в отставку, - Замалеев Х.З., Лебедев П.П., их отношение к работе, военная выправка вызывали большое уважение сотрудников института.

Когда мы поступили в институт в 1961 году, была расформирована военная кафедра, военные специалисты были переведены в другие вузы. В архивах института не хранятся их документы, но основной состав - это тоже участники войны. Вспоминаю полковника в отставке Волошановского, он вел у нас занятия по курсу «Гражданской обороны», очень грамотно и интересно проводил занятия, но вот он иногда отвлекался от темы (если она была близка к прошедшей войне) и рассказывал нам о войне, о Курской битве, участником которой он был, о её начале, как жаль, что мало что запомнилось.

Хочу почтить память всех преподавателей воевавших за освобождение нашей Родины, тех, кто трудился в тылу, они дали нам возможность учиться, получить замечательную профессию - «на память людям города дарить!»

Традиция всенародного празднования Дня Победы сложилась. Как приятно и удивительно было увидеть соседа, сослуживца, слесаря, обслуживающего дом, просто шагающего по улице ветерана с орденами и медалями на груди! Каким восторгом горят глаза детишек, глядя на «иконостасы» на груди ветеранов или скромные медали на пиджаках. Как жаль, что годы летят, и ряды ветеранов войны и тыла редеют.

Есть такая пословица: «Поживёшь подольше, узнаешь побольше». Пролетели годы, и уже мы, «дети войны», теряем своих друзей детства. Многое мы узнали из истории страны, о войне, и сейчас, с позиции своего 70-летнего возраста, могу сказать, перефразируя известные слова: Спасибо не только товарищу Сталину за наше счастливое детство, а спасибо всему советскому народу, тем, кто строил нашу страну, защищал её в грозные годы войны, ковал победу в тылу, восстанавливал её после разрухи, крепил её во­енную мощь! Благодаря нашему народу, мы «дети войны» и послевоенных лет, смогли вырасти, получить образование и профессию, спокойно растить детей, работать, веря в светлое будущее, уйти на заслуженный отдых. Не всегда было легко, но мы переживали все трудности, помня о том, как жило и трудилось старшее поколение.

Низкий поклон ветеранам войны и тыла!

 

Муратова Н.А.                  2015 год

 

 
© 2024 Музей КГАСУ