Кульков Алексей Артемьевич |
Кульков Алексей Артемьевич Выпускник 1940 года, участник Великой Отечественной войны
Воспоминания Кулькова А.А. (сохранена стилистика автора):
«…С 1935 по 1940 - самые насыщенные и наиболее яркие годы становления с массой разнообразий, как в студенческой жизни, так и в политико-экономическом плане. Эта первая и начальная, самая существенная из всех, незабываемая студенческая пятилетка. Она сулила прекрасную жизнь с её непредсказуемыми трудностями и романтикой. Сознавая предстоящие предназначения своего будущего, студенты не только 28-й группы инженерно-строительного факультета, в которую я был зачислен, но и всего потока, занимались упорно, добросовестно и настойчиво. Профессорско-преподавательский состав был на высоком уровне: справедлив,терпелив, но и требователен. У нас не было неавторитетных учителей. На лекциях мы с жадностью впитывали всё то,что они старательно выкладывали потомству. Дисциплина... зиждилась на самосознании и отличалась от солдатской только тем, что на нас не было военного мундира. Однако: в институте постоянно функционировала любительская фотолаборатория. Действовали духовой, струнный и джаз-оркестры. В полную меру мы были увлечены кружками: мотоспорта (имелось три мотоцикла), Ворошиловского всадника - посещали манеж и аэроклуб, в котором я занимался и научился летать. Кроме того, в спортивный план входили обязанности студентов по сдаче норм: ГТО,Ворошиловекого стрелка и ПВХО. Но нельзя обойти молчанием суровые зимы 1937 и 1938 годов. Имели место случаи, когда каждый студент, едва успев переступить порог двери главного входа здания № 68 по улице Карла Маркса, прямиком направлялся спецотделом в актовый зал, где вместо лекций объявлялись враги народа из ученого мира и где мы отдавали свои голоса. Наш выпускной бал проходил в этом же зале, но уже в отсутствии некоторых педагогов (как профессора Кушникова), вложивших свой неоценимый вклад в подготовку квалифицированных кадров для народного хозяйства страны. Начало моей трудовой деятельности началось с вызова к заместителю начальника НКВД Татреспублики полковнику Царевскому и направления в Сороклаг НКВД с центром управления в г.Беломорске. (Сороклаг – Сороко-Обозерский исправительно-трудовой лагерь, организован в 1938г., закрыт в 1942г., прим. Гильмутдиновой Э.З.). «Беломорск - это портовый город, куда приходят иностранные суда и где ты можешь купить себе любой иностранный костюм», - так охарактеризовал моё будущее место работы полковник Царевский. На самом же деле, наяву оказалось - это деревянный городишко дореволюционной эпохи Карелофинской республики, расположен на сороках островах между торфяными озёрами и речками с ржавой и агрессивной водой. В Беломорске я был принят начальником строительства Сороклага Успенским В.Д. (бывшим до этого начальником Соловецких лагерей) и назначен на должность начальника ПГС второго отделения по строительству железнодорожных узлов на станциях: Руйга, Нюхча, Сулозеро и Малощуйка. Не могу не сказать об одном из событий, которое произошло осенью 1940 года в Нюхче. В один из морозных дней ко мне пришел начальник административной колонны и сказал: "У меня сидит очень большой ученый. Но он очень слаб и скоро погибнет. Возьми его к себе". Наутро мне привели коренастого, чуть выше среднего роста, но очень худого человека. Одет он был в грязный лагерный бушлат, а на ногах тряпки и резиновые из корды чуни. Это был КАМАЙ - профессор Казанского госуниверситета. Я поручил ему переписную работу и обеспечил тёплую и сытую конторскую зиму. Я вернусь к этому, когда встречусь с ним у академика Арбузова после войны. Война началась 22 июня 1941 года. К этому времени подходила к концу укладка нашего 92-х километрового участка верхнего строения пути, заканчивалось возведение искусственных сооруже ний - мостов и труб, но мои объекты находились ещё на пятидесятипроцентной отметки готовности. Это значило, что станции могли только принять паровозы, напоить и накормить их, но не обеспечить ремонтными работами из-за отсутствия жилья для обслуживающего персонала. Несмотря на недоделки по железной дороге Сорокская-Обозерская, проложенной по побережью Онежской губы, в июле 1941 года уже были пропущены первые эшелоны. В связи с сокращением работ, часть вольнонаёмного состава начала перебрасываться на строительство аэродромов и других объектов специального назначения. За отказ выехать на Маточкин Шар, я был вызван в Онежский военкомат и направлен в Архангельское военно-инженерное училище. В те времена, не смотря на наличие в ВУЗах военной кафедры, весь инженерный состав, кроме медиков, нёс в армии рядовую службу. В училище я преподавал курсантам мосты и дороги, а спустя два месяца был выпущен в звании лейтенанта инженерных войск и направлен на Волховский фронт в должности командира взвода. Я оказался в четвертой саперной бригаде, которой командовал бывший зам.начальника НКВД ТАССР полковник Царевский. Со всем тем, что происходило на фронтах: видимым и не видимым, пережитом и перенесённым при ранении и контузии - война, история которой не во всех её деталях и не для всех известна, закончилась для меня 19 нобяря 1945 года. Двадцать пятого декабря 1945 годя я уже был в Казани и, в качестве начальника стройплощадки УВСР-46, руководил восстановительными работами и реконструкцией академии наук ТАССР, кремлёвского офицерского филиала и объектов Главного артиллерийского управления. Почти ежедневно я видел, как подкатывает к зданию академии наук старенький форд, и выходит из него президент - Александр Ерменингельдович Арбузов. Невысокий, в белом костюме и в такой же панаме, он поднимался в свой кабинет, в котором мы успешно решали все конструктивные и финансовые вопросы, вплоть до пересмотра сметы. Он всегда угощал меня чаем, а иногда и котлетами. Вот у него-то в кабинете и встретился я с КАМАЕМ, чудом оставшимся в живых и пережившим роковой отрезок времени эпохи Сталинского геноцида. Если Вам удалось отыскать, как иголку в сене, моё местонахождение, то МВД СССР более простым и быстрым методом 17-го февраля 1950 года вызвало меня в Москву и специальной путёвкой № 3948, подписанной зам.министра МВД СССР генерал-лейтенантом Обручниковым, отправлен был в распоряжение Главгидроволгодонстроя, не разрешив даже заехать домой за расчетом, проститься с семьёй и взять пару белья для смены. На Цимлянском гидроузле я был сначала главным инженером участка, а затем инспектировал строительство гидроэлектростанции и водосливной плотины до полного их завершения и сдачи. За первой стройкой Коммунизма - Цимлянской ГЭС, последовала вторая. Второго сентября 1952 года я прибыл на гидроузел Куйбышевский. Здесь я выполнял функции заместителя главного инженера и начальника технической инспекции района судоходных сооружений. Это верхние и нижние шлюзы, канал между ними, дамбы, волнолом и речной порт. После окончания работы приёмочной комиссии по гидроузлу в целом и получения наград от Н.С. Хрущёва, как обеспеченные энергией, с сентября 1958 года Куйбышевгидрострой переключился на строительство жилья, учебных заведений, соцкультбыта и ряда про мышленных предприятий. За десять лет нашим уже вольнонаёмным коллективом, был создан современный индустриальный город Ставрополь на пятьсот тысяч жителей. В заложенную ежегодную программу строительно-монтажных работ в размере 360 млн.руб. были включены и осваивались КГСом, без срыва до полного ввода мощностей в эксплуатацию, капитальные вложения по строительству Куйбышевского аэропорта, ТЭЦов области и Оренбургского газоочистительного завода. После двух перенесенных сердечных приступов, я сел за стол заместителя начальника производственного отдела управления. Упорядоченную ритмичную организацию работ разрушило новое решение правительства по строительству ВАЗа. С началом зимы 1967 года мы приступили к новому, не менее важному для народного хозяйства страны - строительству крупнейшего автомобильного завода и нового города для него. По долгу службы я обязан был иметь непосредственные контакты с заказчиком, КБ,институтами и министерствами. Получив зелёную улицу в Госплане, Госстрой и Госснабе СССР, я по существу превратился в постоянного полномочного представителя Куйбышевгидростроя в законодательных и исполнительных органах - комитетах и их ведомствах. Это была последняя гигантская стройка, в которой я принимал посильное участие и после завершения которой, имея сороколетний стаж, я ушел на пенсию. В заключение хочу сказать: институт меня воспитал, наделил знаниями, сделал специалистом и передал Родине. Я с гордостью пронёс герб на своём дипломе и не опозорил чести строительного института, Не смотря на трудности и неизбежные препятствиям считаю себя счастливым. Моя мечта - быть строителем, сбылась. Работая в глуши Карелофинской республики, я постоянно пользовался материалами прослушанных лекций в институте. Я производил проверку существующих старых мостов, предназначенных для переправки тяжелой строительной техники только по своим конспектам. Очень жаль: что война поглотила всё то,что являлось памятью и источником моей жизни, началом координат которой является институт. Мой сын Александр - доктор технических наук, лауреат госпремии и трудится в Подмосковье. Старший внук Михаил учится в институте им. Менделеева. Жена Людмила окончила Казанский стоматологический институт и в звании майора медицинской службы также на заслуженном отдыхе».
А.А.Кульков 5.12.90г. |