Абрамова Елена Ивановна
Абрамова Елена Ивановна







Абрамова Елена Ивановна

 

(17.05.1932 - 30.12.2021)


Кандидат технических наук,

доцент кафедры физики

с 1955 по 1999гг.

 

 







Родилась 17 мая 1932 года в Казани.

 

Окончила в 1955 году Казанский государственный университет, физико-математический факультет.


В том же году была принята ассистентом на кафедру физики и электротехники в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (КИИСНП), в 1957 году переименованный в Казанский инженерно-строительный институт (КИСИ).

1963-1966гг. – аспирантура при кафедре пластических масс КИСИ.

1966-1968гг. – ассистент кафедры физики и электротехники.

1968 год – присуждена ученая степень кандидата технических наук.

1968-1970гг. – старший преподаватель кафедры физики и электротехники.

1972 год – присвоено ученое звание доцента.

1970-1974гг. – доцент кафедры физики и электротехники. В 1974 году кафедра разделилась на две самостоятельные – кафедру физики и кафедру электротехники.

1974-1999гг. – доцент кафедры физики.

 

Елена Ивановна за 45 лет работы в КИСИ-КГАСУ зарекомендовала себя как опытный, добросовестный преподаватель, которую уважали и  преподаватели и студенты. Она активно занималась научными исследованиями и много лет возглавляла на кафедре физики СНО – студенческое научное общество. Под ее руководством были организованы зональные олимпиады по физике.

alt

 

Из газеты «Молодой строитель» № 3, март 2012


 Вспоминают дети войны…


 Вечный голод и холод

(Из воспоминаний Абрамовой Елены Ивановны)

 

Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось 9 лет. Отец ушёл на фронт, и мы остались одни с больной мамой-инвалидом. Остались без средств к существованию. За отца дали пособие 150 руб. в месяц. На них можно было купить 3 кг картошки. А как дальше?

Наверное, нам жителям Казани, грешно жаловаться. Ведь мы не пережили ужас блокады, бомбёжек, плена. Опишу нашу жизнь с точки зрения рядового обывателя. Эти времена вспоминаются очень горько. Всё военное время это постоянный голод и холод. Жили мы в деревянном доме, в квартире 9 м2 на первом этаже. Была огромная русская печь, которая поглощала немереное количество дорогих дров, а тепла не давала. Отапливались железной печкой, которая давала тепло лишь во время топки. Вода на полу замерзала. Утром из постели сразу приходилось нырять в валенки и накидывать пальтишко, тем более что все удобства были во дворе.

За водой ходила за 3 квартала. Колонки все были заморожены, поэтому воду брали из ямы возле колонок. Ямы были окружены ледяной горой, и было очень страшно соскользнуть и упасть в яму. Ведь было мне 9 лет.

Ещё труднее было раздобыть средства к существованию. Бедная моя мама, при свете мигалки (электричество часто выключали) всю войну вязала кружева, которые я продавала. Потом она ослепла совсем.

Продали мы всё, что представляло хоть какую-то ценность. От папы остался овчинный полушубок. Принесла на сорочку-барахолку в Суконной слободе. Чтобы обратить внимание на свой товар, накинула на плечи. Тулуп волочился по земле. Сколько за него просить – не знала. Назвала какую-то цифру. «Это вместе с тобой он столько стоит» - смеялись покупатели. Снизила в три раза. Счастливая после продажи я побежала домой к маме.

Сама я была одета так, как не одеты сейчас и бомжи. Из-за постоянного толкания в очередях, транспорте, пальтишко на мне, перешитое из какого-то старья, всё разорвалось. Сначала штопали, а потом перестали – всё расползалось. Так и бегала вся в лохмотьях. На ногах были сапоги 39-40 размера, которые нашли в сарае.

В войну давали участки под картошку. Когда приходило время собирать урожай, мама ползала по бороздам (ноги были распухшие) и рыла тяпкой картошку, а я уносила.

Как-то маму положили в больницу, там кормили очень скудно. Нужно было приносить передачи. Мне повезло: я устроилась в школьный пионер лагерь. Там была девочка, у которой мама работала поваром. Девочка всегда была сыта. А вот конфеты повару давали, видимо, штучно, строго по конфетке на каждого пионера. Мы заключили соглашение об обмене. Она мне отдавала первое и второе, а я ей свою конфету. Это был выход из положения. Я съедала две порции супа, два вторых складывала в консервную баночку и несла маме в больницу.

В войну существовали продовольственные карточки. Однако мы были прикреплены к магазину, где отоваривали только талоны на сахар и крупу (лапшу). Остальные талоны пропадали.

Но вот однажды прослышала, что в ларёк привезли бараньи головы. Отоваривают талоны за три месяца, независимо от места прикрепления. Встала в 4 часа утра, заняла очередь. Ближе к 12 часам она подошла. Но осталось несколько человек до меня, головы кончились. И тут выяснилось, что привезли коровьи хвосты. Получила, принесла домой. И чего мы только не наготовили из этих хвостов. Мы их тушили с картошкой, варили щи, делали холодец. Наелись мяса за всю войну. Это вспоминается как великий праздник. Ведь с одной картошки долго сыт не будешь, а тут был настоящий пир. До сих пор вспоминаю о своём везенье: хвосты вместо каких-то бараньих голов.

Некоторые подружки были старше меня, примерно двенадцать лет. Добавляли себе два года и их брали подсобными рабочими на военные заводы. Там и нормы хлеба были значительно выше и зарплату давали. Хотелось и мне, но была мала. Тем более, что папа писал с фронта: «Ленок, только не бросай учёбу». А училась я хорошо и как-то всё успевала.

Были и минуты радости, когда от папы приходили заветные треугольнички. Очень мы их ждали. Настроение поднималось. Жив! А ведь сколько подружек получили похоронки.

9 мая было всеобщее ликование – Победа! Сосед разбудил в 4 часа утра: «Лена вставай, кончилась война!». Поехали с мамой на ул. Баумана. Там играла музыка, незнакомые люди обнимались, целовались и мы попали в эту ликующую толпу.

А потом стали ждать папу ходила на полустанок. Вечером приходили составы поездов. Из каждого состава выходили демобилизованные бойцы – один, два человека. Но папы не было.

Вскоре получили телеграмму: еду за 13 тыс.км. Поняли, едет на Д. Восток на войну с Японией. Настроение упало. Однако 3 сентября 1945 г. война с Японией кончилась. Мы ощутили всё счастье Победы. Много-много пришлось пережить нашему народу.

Война – это страшно!

Нужно беречь мир, ведь он так хрупок.

Ветераны вуза в музее истории КГАСУ. Слева направо:

Губина В.М., Абрамова Е.И., Грибанова Н.И. Май 2013 года

alt

Доценты кафедры физики КИСИ Абрамова Е.И. и Алексеев В.В. 1973 год

 

Из газеты "Молодой строитель" № 7 от 1.03.1982 года


 alt

 

 

 

 
© 2024 Музей КГАСУ