Зайниев Наиль Кашапович
Зайниев Наиль Кашапович





Зайниев Наиль Кашапович

 

(5.05.1946 - 3.09.2020)


Выпускник 1974 года

 

 



Родился 5 мая 1946 года в деревне Нижний Искубаш Таканышского (ныне Кукморского) района в семье сельского учителя. Семилетку окончил в деревне Алгаево Мамадышского района в 1960 году и поступил в Лубянский лесной техникум, который окончил в 1964 году. Служил в Советской армии. С 1974 года, после окончания Казанского инженерно-строительного института, работал в хозяйственных, партийных и советских органах. Дослужился до заместителя министра лесного хозяйства Республики Татарстан.

 

Из книги Зайниева Н.К. «Взгляд в прошлое»:

 

КИСИ, первое самостоятельное решение

 

Свое решение стать студентом Казанского инженерно-строительного института я долго не осмеливался сказать отцу. Поскольку отцу нужны были свежие молочные продукты, они с мамой имели корову, поэтому у нашей семьи была персональная делянка для заготовки сена. Как-то во время сенокоса я поведал отцу о своем решении. Естественно, отец объявил свое суровое мнение - указ: восстановиться на заочном отделении в лесотехническом институте и сделать карьеру в Управлении лесного хозяйства. Но позже хоть и с трудом, но все же согласился с моим решением, так как Мулланур-жизни, который был председателем артели по добыче золота, стал настойчиво предлагать мне поехать с ним в Магаданскую область зарабатывать деньги, а потом уже учиться в институте. Такой вариант показался отцу еще более неприемлемым и необдуманным.

Решение мое, наконец-то, было одобрено, и я стал студентом факультета промышленно-гражданского строительства Казанского инженерно-строительного института. Я был старше моих однокурсников, поступивших сразу после школы, на целых шесть лет. Старостой нашей четвертой группы, был Дудин Володя, еще старше меня, добрый защитник всей группы. Кстати таких «стариков» тогда было немало.


По возможности я старался не пропускать лекции, хотя одновременно тренировался и участвовал в соревнованиях. Природная память и старания помогали хорошо учиться: выручал всегда группу во время семинарских занятий, хорошо сдавал экзамены и помогал на них сокурсникам; был студентом, идущим на экзамен первым, так как торопился на тренировку. Когда команда КИСИ стала чемпионом среди вузов республики, ректор М. Т. Кулеев подписал приказ о свободном посещении лекций и сдаче экзаменов ведущими лыжниками института. Но я продолжал учиться, как привык: не пропускал лекции, сдавал экзамены со своей группой, за что частенько попадало от тренера. Но я так для себя твердо решил.


(На фото студент Зайниев Н.К. - кандидат в мастера спорта СССР по лыжам, член сборной команды КИСИ, призер Татсовета СДСО "Буревестник").


Наш тренер Нафиков Сабирзян Ахметзянович был уникальным человеком. Он, благодаря физкультуре и спорту, вылечил свой врожденный порок сердца, стал мастером спорта СССР, окончил факультет физического воспитания Казанского государственного педагогического института, стал тренером высшей категории РСФСР и СССР и заслуженным тренером республики по лыжным гонкам. Подготовил много мастеров спорта СССР и мастеров спорта международного класса, в том числе Елизавету Тихомирову – многократного чемпиона республики и Поволжья, призера чемпионата СССР в 1961 году, члена сборной команды СССР; Залию Шайхисламову – чемпионку зимней универсиады в Испании; Рузалина Бакиева – члена сборной команды СССР (1976–1982 гг.), чемпиона и призера первенств РСФСР и СССР, победителя этапа Кубка мира на 30 километров в 1981 году; Анию Галимуллину – 16-кратного чемпиона республики, чемпиона СССР, 13-кратного чемпиона мира среди женщин старшего возраста (30–50 лет). В годы работы в строительном институте С. А. Нафиков вывел команду лыжников-гонщиков института с 10-го места в чемпионы, и она в течение 5 лет нашей учебы в институте удерживала лидирующую позицию среди высших учебных заведений республики. Он привил нам любовь к труду и спорту, изучал и знал всех нас с разных сторон и всегда ставил нам посильную задачу. В частности, Сашу Иванова, лыжника плотного телосложения, не признающего никаких авторитетов, с хорошей спортивной злостью, «танка» на лыжне, тренер всегда ставил на первый этап в эстафете. Саша всегда оправдывал доверие тренера. Я бежал второй этап: во-первых, как лидер должен был максимально вывести команду на лидирующее положение, а во-вторых, тренер считал, что я беспокойный, впечатлительный спортсмен и могу «перегореть» до четвертого этапа. Третий этап был за Расихом Файзрахмановым, лыжником легким и техничным, так и хочется сказать «интеллигентом на лыжне», очень цепким, могущим долгое время бежать за более сильным соперником. Заключительный, четвертый, этап принимал Ильгизар Чумарин, лыжник крупного телосложения, с настоящим бойцовским характером, на лыжне стремительным и одержимым победой. С этой командой мы стали чемпионами среди вузов республики.

На втором курсе тренер устроил всех лыжников в общежитие, в комнате мы жили с племянником тренера Наилем Нафиковым и Виктором Юмановым. Согласованно распределили обязанности: за Наилем – уборка комнаты и мытье посуды, я возглавил пищеблок,благо умел готовить, а Виктор помогал нам учиться, делать курсовые работы, готовиться к экзаменам. Он был очень одаренным, умным студентом, с ходу схватывал материалы лекций, охотно и бескорыстно помогал другим студентам. Виктор оказал мне огромную помощь и при выполнении дипломной работы. Мы до сих пор дружим.

Самой сложной проблемой тогда было питание, помню, всегда хотелось есть. Нагрузка на тренировках и соревнованиях была предельной, да и учеба и сдача экзаменов требовали полной отдачи сил, особенно тяжело было нам «старикам», поступившим в институт после длительного перерыва в учебе. Выручали бесплатные талоны на питание, которые во время спортивных сборов и соревнований выдавало спортивное общество «Буревестник», в другое время, частенько, талоны на диетпитание выдавал профсоюз института, благодаря предприимчивости нашего тренера. Эта помощь была огромной поддержкой и, можно сказать, нашим спасением.

Другой серьезной проблемой был спортивный инвентарь. Лыжники из педагогического и авиационного институтов соревновались на «высококачественных» импортных лыжах. А у нашего института на эти цели не было средств, так как в этот период КИСИ строился, развивался и героически поднимался до уровня престижных вузов республики. На четвертом курсе тренер привез для меня из Москвы финские лыжи «Ярвинен», которые он купил у Федора Симашева, нашего земляка родом из Заинска, члена сборной команды СССР по лыжным гонкам. Чтобы выкупить эти лыжи, деньги я собирал почти «с миру по нитке», даже работал уборщиком спортзала института.      

Все лыжники-студенты, воспитанники С. А. Нафикова, успешно окончили институт и в дальнейшей жизни нашли свое достойное место. Расих Файзрахманов стал заслуженным строителем Республики Татарстан и заслуженным строителем России, построил более 300 различных крупных объектов, в том числе уникальное здание Татарского театра им. Г. Камала. Главной наградой судьбы для него являются прекрасные дочери: Лилия врач-завотделением РКБ-2; Альбина финансист-плановик Казанских электрических сетей. Виктор Юманов – кандидат технических наук, доцент нашего института, кроме этого, успешно функционирует созданная им с нуля частная фирма по исследованию и проектированию объектов. Он является связующим звеном всех наших однокурсников. Виктор – настоящий отец: воспитал, дал высшее образование, трудоустроил, обеспечил жильем всех своих трех детей. Саша Иванов после института уехал на родину – в город Можгу Удмуртской АССР, начав работать прорабом, стал начальником ПМК, к огромному сожалению, скоропостижно ушел из жизни. Ильгиз Чумарин живет и работает в Альметьевске, имеет свою частную строительную фирму. Гена Михайлов, работая за рубежом, стал Героем страны Лаос, в настоящее время живет в Москве и занимает высокую должность в крупном строительном объединении. И другие лыжники института достигли больших успехов в профессиональной деятельности благодаря приобретенным в спорте характеру, одержимости, терпения и порядочности.              

После 4-го курса производственную практику я прошел в Кукморе, в передвижной механизированной колонне номер 90 (ПМК-90) треста «Казаньпромстрой». Сначала я оказывал геодезические услуги, а уже через неделю меня отправили работать мастером на дальний объект. Учился и осваивал премудрости стройки, секреты составления сметной документации, «хитрости» списания строительных материалов и конструкций. Осенью мой отчет по производственной практике в институте был признан лучшим. Понравился я и руководству ПМК-90, которое обещало дать заявку, чтобы после окончания института, через год, меня распределили в трест «Казаньпромстрой».

Активно тренироваться, успешно участвовать в соревнованиях, не запускать учебу и выживать в таких жестких условиях было бы невозможно нам, ведущим лыжникам, без внимания и поддержки нашего декана, Анвара Якубовича Абдюшева. Сам он в прошлом был спортсменом, а в наше время – председателем Федерации хоккея республики. Мы, лыжники, всегда имели возможность сдавать зачеты и экзамены в удобное для нас время, получали стипендию и были обеспечены местами в общежитии. Он нами, чемпионами среди вузов, гордился, хвалил и защищал. Без него, нашего уважаемого декана, не было бы никаких побед и диплома инженера-строителя.

Во время работы над дипломным проектом «Проектирование нефтеперерабатывающего завода», мы с Виктором выполнили сложнейщие расчеты металлоконструкций по методу немецкого ученого Кани. Мой научный руководитель Султан Курбанович Бикеев предложил мне остаться в институте на кафедре металлоконструкций и поступить в аспирантуру на гарантированные 90 рублей. Султан Курбанович даже пригласил меня в свою квартиру, все стены которой были увешаны книжными полками, показал свою неоконченную докторскую диссертацию, с гордостью рассказал, как он, молодой инженер, во время войны расчитал и по этим расчетам были изготовлены предварительно напряженные балки из старых рельсов для переброски танков через реку. Я поблагодарил своего руководителя за оказанную мне честь и сказал: «Без практики теория – ничто». А тут как раз приехал начальник ПМК-90 треста «Казаньпромстрой» Нурислам Латыпович Сафин с приглашением на работу, назвав должность, оклад и пообещав сразу выделить квартиру. Было очень заманчиво, потому что тогда я уже был женат и у меня родился сын Рустам.

Специалистов в то время, как правило, не хватало. Поэтому «покупатели» – так называли представителей строительных организаций – приезжали в институт перед распределением с заявками на выпускников. Страна была большой стройплощадкой, молодые специалисты были востребованы, и высокой честью для выпускников считалось попасть в Подмосковье, Ленинград, Ташкент, Прибалтику. Хорошие места выбирали те, кто хорошо учился, и был в очереди на распределение в числе первых.

В кабинет распределительной комиссии заходили по очереди, согласно среднему баллу по учебе и участию в общественной работе. Я, неоднократный чемпион института и вузов, комсомольский работник, зашел после Юрия Юрлина – отличника, бессменного старосты пятой группы. Тогда всех выпускников с хорошими оценками и достижениями в спорте старались направлять в Набережные Челны, на стройку века – КамАЗ, и меня тоже должны были распределить в объединение «Камгэсэнергострой». Но одновременно со мной в распределительную комиссию зашла солидная группа из треста «Казаньпромстрой» и управления «Татглавстрой» во главе с заместителем начальника главка, который заявил, что по обоюдному согласию Н. К. Зайниев (то есть я) распределяется в трест «Казаньпромстрой». Комиссия, с трудом уступив натиску корифеев строительства, удовлетворила их заявку.

Вывод: Надо всегда четко выражать свои желания и осуществлять их.

 

 
© 2024 Музей КГАСУ