Лопаткин Ярослав Михайлович
Лопаткин Ярослав Михайлович


 

 

 

Лопаткин Ярослав Михайлович


(24.06.1896 - 4.03.1990)


Доцент кафедры химии

 

 

 

Родился 24 июня 1896 года в Казани.


Окончил естественное отделение физико-математического факультета Казанского государственного университета в 1918 году.

 

След в душе

 

М.П. Дианов, В.А. Ефимова

(из газеты «Молодой строитель» № 8 (842) от 27 марта 1990г.)

 

...Есть люди, чья жизнь — уникальна масштабом сделанного, событиями, подчас трагическими, влиянием на других людей, имеющих Счастье общения с Личностью.

 

Таким именно человеком и был Ярослав Михайлович Лопаткин. Таким мы все его любили и помним.

 

Он — видный представитель Казанской химической школы, длительное время работал в нашем институте доцентом кафедры химии. Его долгий жизненный путь был весьма не простым. А родился он и вырос в глубоко интеллигентной семье. Его отец, Михаил Иванович Лопаткин, после окончания химического факультета Казанского университета работал там всю жизнь лаборантом. Но, как человек незаурядных способностей, он был рекомендован воспитателем к племянникам владельца Бондюжского химзавода Ушкова, чтобы подготовить их к поступлению в университет. Свои обязательства он выполнил с честью. Как человек эрудированный, глубоко одаренный, большой любитель русской истории и литературы, он собрал одну из лучших по тем временам России библиотеку. Ко всему прекрасному, глядя на отца, тянулись и пятеро его детей (кстати, эту уникальную библиотеку его сын Ярослав подарил потом Казанскому университету). Михаил Иванович Лопаткин был большим знатоком философии и перевел на русский язык “Богословско политический трактат” Бенедикта Спинозы, для этого он освоил в совершенстве греческий, латинский и древнееврейский языки.

 

Его дом был своего рода клубом интеллигенции Казани того времени. Его посещали профессора В.А. Разумовский, А.Н. Хорват, О.Я. Гордягин и другие. В такой атмосфере воспитывался и рос Ярослав Михайлович Лопаткин.

 

Ярослав Михайлович окончил естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета в 1918 году, и первой научной работой его было “Исследование смолистой сажи” Казанского бензольно-толуолного завода. Эта работа была опубликована в 1918 году в трудах Комиссии по изучению производственных сил Волжско-Камского края. Ярослав Михайлович, как активный член русского физико-химического общества, участвовал в проведении 5 Менделеевского съезда в Казани в 1928 году, а в 1929 был соавтором проекта реконструкции Бондюжского химического завода.

 

Педагогическая деятельность Ярослава Михайловича началась еще в 1921 году — он был ассистентом в университете, а затем работал в сельскохозяйственном, авиационном и химико-технологическом институтах.

 

Значительный вклад в научные исследования он сделал, работая на кафедре неорганической химии у профессора Я. Богородского. Но Ярославу Михайловичу не удалось в то время полностью раскрыть свой творческий потенциал. Наступил страшный 1938 год, и по ложному доносу вмести с другими известными учеными-химиками Казани Лопаткин был арестован и отправлен в Северные лагеря. Освобожден он был лишь в 1945 году, но не долго длилась его свобода. В 1949 году его вновь арестовывают, и только через шесть лет он был освобожден “за отсутствием состава преступления” и реабилитирован. В общей сложности он пробыл в лагерях более 13 лет. Но эти трудные годы не сломили его характера. И в лагерях он сумел продолжить работу по получению витаминов, что спасло жизнь тысячам заключенных.

 

И вот пришли годы работы в нашем институте. Мы никогда не видели Ярослава Михайловича унывающим, подавленным или обиженным на свою судьбу, на те лишения, которые он перенес. Напротив, мы всегда видели его уверенным в исполнении своих творческих замыслов, восхищались его глубокими знаниями в области химии, минералогии, металловедения и чувствовали поддержку Ярослава Михайловича во всем, что мы ни делали.

 

... Да, это был истинный интеллигент и истинный гражданин нашей страны.

 

— Я помню Ярослава Михайловича с 1960 года, когда он нам, студентам, читал лекции по химии — говорит ректор института В.Н. Куприянов. — Он увлекал нас своим глубоким знанием предмета, своей проникновенной интеллигентностью и ровным обращением со студентами. В каждом из нас Ярослав Михайлович видел вполне определенную личность. А меня он увлек занятиями в студенческом научном обществе. Мне кажется, что Ярослав Михайлович был олицетворением более раннего творческого потенциала России. Как жаль, что таких людей с каждым годом становится все меньше.

 

Р.З. Рахимов, зав. кафедрой стройматериалов, профессор, тоже с большой теплотой вспоминает Ярослава Михайловича Лопаткина.

 

- Тридцать три года назад я учился у этого замечательного педагога, который отличался высокой культурой, мягкостью в общении и внимательностью к студентам. Это был удивительный человек, у которого можно было многое перенять. Мы учились у него всего лишь год, но сразу почувствовали, какими глубокими профессиональными знаниями он обладал. Его лекции нас просто завораживали. Они всегда сопровождались блестящими опытами, которые только способствовали сближению лектора со студентами. К сожалению, многие теперешние преподаватели часто отгораживаются от студентов стеной официальности. Я, например, до сих пор помню, как он объяснял нам диаграммы фазовых равновесий металлических и силикатных систем, а что это, как не результат его блестящего мастерства преподавания? Что редко бывает сейчас, Ярослав Михайлович никогда не повышал голоса и не допускал резкости по отношению к студентам. '

 

- Впервые я увидел Ярослава Михайловича в 1957 году, когда был первокурсником института, — говорит В.Г. Хозин, профессор, зав. кафедрой ТСКИ. — Его лекции — страстный рассказ, сопровождаемый демонстрационными опытами. Мы, студенты, сразу увидели, ощутили и поняли, кто перед нами и запомнили его на всю жизнь. Настоящий интеллигент-ученый в облике, в общении, в отношении к людям. Такими когда-то славилась Россия, в советские годы почти все они были уничтожены сталинской машиной государственного бандитизма.

 

Будучи аспирантом, я неоднократно встречался с Ярославом Михайловичем. Поражали меня в нем его большие рабочие руки. Понял, что они испытали тяжелый физический труд. Я удивлялся, как эти огромные руки чутко обращались с зеркальными гальванометрами пирометра Курнакова! Крупный специалист по термографии, он составил уникальный альбом термограмм.

 

Л.М. Громакова, доцент, вспоминает:

 

— У Ярослава Михайловича была трудная судьба, поэтому все это наложило отпечаток на его положение в обществе Он мог бы по достоинству быть заведующим кафедрой, т. к обладал всеми достоинствами для этого. По эрудиции, глубине и широте знаний он отличался от всех нас, как мы говорим “был на голову выше нас”, но от всех почестей и должностей он добровольно отказывался. В общении был прост и застенчив. По любому вопросу мог дать консультацию, это очень помогало нам в работе. Он был интеллигент до мозга костей, образец для подражания.

 

 

Лопаткин Ярослав Михайлович - одна из миллионов жертв преступного режима, репрессированных во времена большевистского и коммунистического террора в СССР.

 

Книга Памяти Жертв Коммунистического Террора

 

Лопаткин Ярослав Михайлович: 1896 года рождения

 Место рождения: г. Казань;

 русский;

 химик, доцент КХТИ, зав. кафедрой, КАИ;

место проживания: г. Казань

 Арест: 24.06.1938 Арестован

 Осужден: 27.08.1940 Особое совещание НКВД СССР. Обвинение по ст. 58-2, 58-11. («бывший белогвардеец, участник шпионской диверсионно-террористической организации»)

 Приговор: 8 лет ИТЛ.

 Реабилитация 25.06.1955 , основание: реабилитирован

 

Источник: Книга памяти Республики Татарстан

 
© 2024 Музей КГАСУ