Мирзаханов Феликс Сахипович
Мирзаханов Феликс Сахипович






Мирзаханов Феликс Сахипович

 

(15.01.1927 – 17.05.2008)

 

Выпускник 1958 года,

участник Великой Отечественной войны

 










Родился 15 января 1927 года в деревне Старые Челны Октябрьского района ТАССР.


Воевал в Военно-воздушных силах (ВВС) Советской армии. Участник боевых действий последнего призыва 1944 года. В Великую Отечественную войну воевал в составе военной части 15441 76-го гвардейского штурмового авиаполка. Был флагманским стрелком.



Награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Победу над Японией», «Маршал Советского Союза Жуков».


В 1953 году поступил в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (КИИСНП), успешно окончил в 1958 году уже Казанский инженерно-строительный институт (КИСИ).

С 1958 г. работал в СМУ «Казэнергострой», СМУ-3 треста «Химэнергострой», СУ-5 треста «Казаньхимстрой», начальником производственного отдела треста «Спецпромстрой», секретарем партийной организации. Участвовал в строительстве заводов «КАМАЗ» и «Оргсинтез».

 

Награжден медалью «Ветеран труда», Орденом «Знак Почёта» (1971г.), юбилейным знаком «60 лет. Последний военный призыв». Имеет благодарности за высокие производственные показатели, хорошую, добросовестную работу и активное участие в общественной жизни.


 

Я целовал студенческий билет


(Из газеты «Молодой строитель» № 3-4, 9-10 от 2010 года)

 

 

За неделю до приемных экзаменов я послал документы почтой в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (КИИСНП). Шел июль 1953 года. Год знаменателен тем, что в марте умер «вождь народов» Сталин, а жили мы тогда в маленьком, захолустном городке Елабуге. Через несколько дней вдогонку за документами, сев на пароход «Славянов» с какой-то тревогой, поплыл в стольный град Казань... сдавать приемные экзамены. Задержка с отправкой документов произошла по курьезному обстоятельству... Можно сказать, хорошо окончив 10-ый класс вечерней школы, за месяц подал документы в Елабужский учительский институт на физико-математический факультет, а сам уехал к двоюродному брату в Пермскую область, шахтерский городок Коспаш, в случае чего - работать на шахте. Двоюродный брат, которого звали Фрунзе, за плечами имел колоссальный трудовой стаж: с 13 лет - колхозник, с 16 - шахтёр (Кавалер трех степеней шахтерской славы). С замечательной семьи периода СССР. Его отец в период коллективизации - двадцатипятитысячник, член ВКП(б) с 1926 года, председатель колхоза, в 1942 году погиб на фронте. Мать член партии ВКП (б) с 1927 года, с 1941 по 1945-й была бессменным председателем сельского совета, на чьи плечи легли колоссальные и госответственные дела: отправка людей на фронт, в трудармию, заем, сбор теплых вещей, работа колхоза, борьба с дезертирами...

Слова двоюродного брата: «Феликс, сейчас развивается нефтяная промышленность в Татарии, поступай в один из вузов по нефтянике!» - дали большой толчок в принятии решения. Поблагодарив за гостеприимство, сел на пароход и поплыл в г. Елабугу. На следующий день пришел в приемную комиссию Елабужского учительского института.

- Дайте мне документы обратно...

- Вы что! Вы уже приняты...

Но я документы всё-таки забрал, а до 1 августа оставалась неделя.

Мои документы пришли в институт только 3 августа, я весь испереживался. А впереди было еще трудней, нужно было сдать приемные экзамены и пройти мандатную комиссию.

И вот первый экзамен - русский язык письменно. Но меня это не пугало, так как до ареста в 1937 году наша семья жила в Казани по улице Баумана в доме № 68, и я учился в школах № 2 и № 11 Бауманского района. Моя мама всегда говорила:

- Да здравствует русский язык, язык интернациональный.

Позже написал рассказ «Русский язык» о событиях 1941 года, когда я поступал в спецшколу военно-воздушных сил в городе Казани. Тогда кадровик сказал мне:

- У тебя слаб русский язык, езжай обр-р-ратно, в свою дер-р-р-ревню...

Ранил душу зверски глубоко. Причина, конечно, тому была одна: вся наша семья в 1937 году была арестована НКВД и дорога в военную школу для меня была закрыта.

Русский язык пришлось штудировать от корки до корки при керосиновой лампе, в трущобной комнатушке по книгам, изучать морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию. Досталось нелегко. Но потом с удовольствием мог констатировать: «Я ГОТОВ!!!»

И вот первый результат, русский письменно - «5». Далее русский язык устно, достался замечательный билет и один из вопросов - творчество Лермонтова М.Ю. Я знал многие его стихи, а произведение «Смерть поэта» знал наизусть и декламировал перед аудиторией. - Эх! Вот сейчас покажу себя... но, увы, меня даже спрашивать не стали, а в зачетке поставил «5». Это дало мне большой толчок, в душе было очень приятно, радостно.

Следующий экзамен - рисование, его принимал заслуженный деятель искусств, уже пожилой Петр Максимилианович Дульский. Перед абитуриентами были поставлены на стол объемные геометрические фигуры, рисуйте! В руках у меня карандаш, резинка, передо мной лист бумаги со штампом... Да, задача оказалась не из легких, так как в жизни никогда не приходилось рисовать, неужели провал? Ох! Ужас! Процесс пошел... Начали рисовать... Мне повезло, около меня сидел художник-самоучка, фамилию его помню до сих пор - Дробышев, забегая вперед, скажу, что художник-самоучка в дальнейшем не набрал проходного балла, а жаль..., мне бы хотелось, чтобы этот человек учился и учился... Судьба иг­рает человеком!

Я внимательно смотрел, как он рисует, и вот дошло ... до наводки теней. Он с карандаша ножичком стачивал пыль и растирал ватой, мне пришлось делать все тоже, но вместо ваты был носовой платок. Большинство абитуриентов имели опыт в рисовании, знали, куда идут учиться! Когда аудитория опустела, я неуверенно подошел к Дульскому П.М.:

- Посмотрите, возможно, не пойдет...

В случае провала хотел уехать на работу в шахты, в Кизеловский угольный бас­сейн Пермской области.

- Пойдет или не пойдет, посмотрим, молодой человек!

Сдав рисунок, побежал к старушке на Суконной слободе, где я остановился на ночлег. Этот покосившийся, ветхий деревянный домик, снаружи и внутри закопченный, не способствовал поднятию духа. Дома была одна старушка. Гроши, которые были у меня в кармане, берёг, а время уже обед...

В задумчивости я сел у окна, молча смотрел... неожиданно появилась старушка, шаркая ногами.

- Бабушка, здравствуйте!

- Здрасти-и, здра-а-сти... Что приуныл? Хм... Ох! Боже!

- Да вот рисовали, сдал работу, пока результат не знаю.

- Ничего, ничего... хм, хм... Бог даст....

И так понемножку старушка заговорила о себе, мне она предстала как старуха Изергиль из рассказа Горького. Многое из того, что она говорила, пропускал мимо ушей и неохотно слушал...

- Милый, хм, хм... я ведь из села Кокушкино, Володю Ульянова помню...

Меня это насторожило, я встрепенулся и продолжал внимательно ее слушать.

Приятно и удивительно, ощутил прилив сил. Для нашей большевистской семьи Владимир Ильич Ульянов-Ленин был человеком, олицетворяющим справедливость для всех народов мира. Тогда я подумал:

- Если был жив Владимир Ильич Ленин, нашу большевистскую семью не репрессировали бы в 1937 году, когда без суда и следствия «лепили» статью «58» - измена Родине: расстрелы, тюрьмы, лагеря, издевательства и оскорбления личности.

Выйдя из этих раздумий, понял, передо мною была историческая личность... Нужно было жить... только вперед, да и разговор со старухой Изергиль придал мне силы... нужно было, как Ленин - не сдаваться, идти вперед, сдать все экзамены.

На следующий день, придя в институт, чтобы проставить оценку в экзаменационном листке, на втором этаже столкнулся с Дульским П.М.

- Здравствуйте! - поздоровался я.

- Молодой человек! Я вам поставил оценку «5». Вы учились где?

- Самоучка, - выцедил я и смутился. Про себя подумал: старик ошибся, наверно, перепутал с кем-то...

Оказалось, не ошибся, мне действительно поставили «5»! В душе - Ура! Победа!

Меня хорошо запомнил Дульский П.М., ибо он художник, а у них развито зрительное восприятие. Я же был в гимнастерке, а на груди медаль «За победу над Германией в 1941-1945 гг.».

Три «пятерки» за экзамены вдохновили меня, я стал более решительным, но впереди были еще трудности, особенно мандатная комиссия. За эту короткую жизнь отказы, отчисления рубцами откладывались на сердце, даже по моему имени Феликс сталинские палачи узнавали, кто есть кто! Таких, как я, по указанию сверху в вузы не брали, а если кто и пробирался, с треском исключали.

Итак, подошел следующий экзамен - черчение. Мне показалось, будет очень трудно, ибо в вечерней школе, где я учился, графики не было. Что делать? Вспомнил старушку Изергиль из села Кокушкино, Ленина... В мыслях только одно: Владимир Ильич не сдавался, шел вперед, преодолевая трудности.

Вспомнил эпизод из своей жизни...

Как-то пожаловался матери...

- Вот вся семья наша репрессирована... теперь и в партию не примут, да и другие двери закрыты...

Моя мама революцию 1917 года встретила в Москве, а в 1957 г. в тюрьмах, лагерях смерти не потеряла духа смелости, твердости. Она мне сказала:

- Бери пример с Владимира Ильича Ленина!

На меня эти слова сильно подействовали. Только вперед! Вперед!

В 1956 году отца реабилитировали, и я, будучи уже студентом, искренне веря в большевизм, решил вступить в партию. Однако в Вахитовском райкоме меня забаллотировали по причине репрессирования, хотя вовсю шла хрущевская оттепель. Таких забаллотирований, отказов было много и до этого, а на сердце оставались рубцы, переживания. Тогда было очень тяжело на душе, многие друзья от нас отвернулись, стыдно было смотреть преподавателям в глаза, а предложение заведующего кафедрой Соловарова К.Н. остаться после окончания института на кафедре уже было неприемлемым... Удар, еще какой! Сейчас это кажется смешным, а тогда! Это было смерти подобно! Но никогда не забуду один эпизод, когда после провала в райкоме ко мне подошел преподаватель института Мурафа Г.И. и сказал:

- Мирзаханов Феликс, если нужно, дам и второй раз партийную рекомендацию!

Да, Человек! Хотелось бы больше узнать об этом замечательном ЧЕЛОВЕКЕ! Георгий Иванович не побоялся, что для него все может кончиться плачевно. В жизни всегда есть место подвигам!

Уже чертим… тихо в зале.

Принимал экзамен по черчению преподаватель Ардашев С.С. - симпатичный, молодой и по виду добрый человек. Экзамен по времени подходил к концу, не будучи уверен в положительной оценке, все же сдал работу и вышел из зала. Проходя по коридору, абитуриенты вели разговор около одного чертежного экспоната. Они говорили об ошибках черчения в экспонате

Гениальные люди - про них подумал я. Меня вновь охватило уныние и что я никто... в этой непонятной жизни... К этому нужно добавить: после концентрационного пункта для детей большевиков в Одесской области и спецучреждений НКВД на Украине меня взяла из этих «лап палачей» сестра моей матери - член партии ВКП (б) с 1927 года, благодаря случаю...

Проживая в татарской деревне, мне пришлось ходить в русскую школу, отмеряя 6 км каждый день. Черчения в школе не было - шла Великая Отечественная война. Какая тут графика? Нет бумаги, карандашей, тетрадей, лишь прослушивание учителей - голод, холод...

На следующий день узнаю: «4». Ура! Победа! Спасибо жизни... Хотелось крикнуть: Не сдамся! Вперед! Только институт!»

Передо мной неожиданно всплыли образы: старуха Изергиль из Кокушкино, палачи НКВД, В.И. Ленин и моя Мама, её слова: «Бери пример с Ленина, стремись к образованию, не сдавайся!»

Мигом вспомнил и про себя, как некоторые экзамены за 9-й класс сдавал экстерном. Почему? Да потому, палачи НКВД на 4 месяца меня посадили в тюрьму, прилепив политически-уголовную статью.

- Ах! У тебя еще и имя Феликс, несгибаемого, железного большевика Дзержинского, - так и сказал один из палачей...

На очереди экзамен - ФИЗИКА.

- Вперед! Надо сдать!

Немного отступая - небольшой эпизод из жизни.

В октябре 1952 г. меня демобилизовали из Советской армии. Приехал в захолустный тогда городок Елабугу, к Матери, которая после сталинских лагерей осела там и работала на ткацкой фабрике, где была одна достопримечательность, которую запомнил на всю жизнь - генератор, работающий на дровах, углях, дающий электроэнергию на фабрику - тук! тук-тук! тук! Тогда еще не было электростанций: ГЭС, ТЭЦ и т д

И вот мыкаясь, ища работу, набрел на водную телефонную станцию, чтоб приняли учеником на телефониста.

Начальник, щуплый мужчина, спросил:

- Какая единица электроемко­сти?

Я ответил:

- Фарада.

- Принимаю.

Проработав всего неделю, я ушел, не прося ничего... Осталось лишь в памяти: такой же, как и я - рыжий демобилизованный моряк с Балтфлота, который усердно звонил и разговаривал... Меня пугали это однообразие и скука, тянуло к шуму промышленности, к рабочему классу.

Да и Мать после политкаторг, потерявшая здоровье... Во мне все кипело, сердце отчаянно билось в груди.

И вот беру экзаменационный билет по физике, принимал экзамен Горланов А.А. - суров на вид, - этот не даст поблажки... Нет! По билету начал отвечать, преподаватель чем-то был недоволен, задал несколько дополнительных вопросов, я ответил. Он молча ставит оценку - 4.

Ура! Победа! Хоть ты суров! Я люблю тебя! Хоть ты угрюм! Так, молча, в душе отреагировал я.

Итак, остался последний экзамен - МАТЕМАТИКА! Последний самый трудный, но про себя я думал так: «Все-таки в аттестате за 10-й класс были отличные оценки. Меня это вдохновляло, но все же школа-то вечерняя!!!

Кроме всего, к экзаменам готовился по замечательной тогда книге «Справочник по математике для поступающих в вузы». Автора до сих пор помню - МАДЕНОВ.

В Елабуге тогда была одна библиотека, которая находилась недалеко от управления милиции. Да и книжка была одна!

В библиотеке я спросил:

- Мне нужна книга... справочник Маденова.

- Вы знаете, ее взял гражданин Ефремов и он нам сказал: если кому книга нужна, пусть придут ко мне. Вот его адрес.

Да, подумал, вон какие сети. Ведь он же капитан КГБ! Ведь я же был у него на допросе. И все та же нить - репрессированные, так как властями, политбюро и Сталиным был разработан и подписан секретный кодовый указ «ПОВТОРНИКИ», то есть вновь арестовать без суда и следствия тех, кто уже был репрессирован в 1937-1938 годах Начали вновь заполняться: тюрьмы, лагеря - горе, муки, смерть.

Но колесо репрессий не набрало обороты: неожиданно в марте 1953 г. умер «вождь народов» - репрессии стали затухать…

Позже с капитаном Ефремовым столкнулся лоб в лоб в Казани, на Колхозном рынке, очевидно, он уже был демобилизован - шла Хрущевская оттепель. Это произошло, когда я был уже студентом КИИСНП 2 курса. Шел 1955 год.

Книгу Маденова мне все же привезли из Казани, и она мне очень помогла! Спасибо автору.

Сидим в зале, пишем письменно экзамен по математике - я спо­коен. Экзамен принимал преподаватель Еськин (жаль, не знаю и не запомнил инициалов) - очень добрый человек. Позже я узнал, когда он вел в институте практические занятия по математике, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. товарищ Еськин преподавал математику в Академии им. Жуковского. Вот какие талантливые преподаватели учили нас в КИИСНП!!!

Сдав работу, в то время как многие еще сидели и думали над решением задач, быстрыми шагами пошел на квартиру старухи Изергиль из Кокушкино.

На следующий день в зачетке появилась оценка - 5! Ура! Победа!

Так я радовался в душе... но впереди - мандатная комиссия! Как боялся этих комиссий - рубцы на сердце сочились...

И вот 19 августа 1953 года - МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ!

Зашел по очереди третьим, ибо торопился, так как финансы пели романсы, а ехать в Елабугу. Впереди меня две маленькие щуплые девушки, но, очевидно, они экзамены сдали на 5, и проходной балл у них был высокий.

Мне представлялось, что в комиссии человек 10, а председательствует человек-гроза!!!

Но, увы! Сидели всего два че­ловека: один пожилой, полный; другой лысоват, тонкий, молодой

- Садитесь...

У меня после этих слов возникло чувство уверенности в себе: ранее, где мне пришлось проходить мандатные комиссии, нигде не предлагали сесть!

Через несколько секунд тонкий тихо выдавил из себя:

- Вы награждены медалями... Хотел что-то спросить еще...

Пожилой встал из-за стола и тихо сказал:

- Мирзаханов Феликс, Вы приняты

И крепко пожал мне руку.

Во мне закипела страшная энергия, захотел подпрыгнуть и крикнуть: «Ура! Победа! Жизнь меня швыряла, кидала, на меня вешали клеймо, оскорбляли и издевались... Но вас обоих, милые мои, хочу поцеловать, и буду помнить вечно!!!» Молча, поблагодарив их, вышел. Кто же эти замечательные преподаватели в комиссии?

Позже узнал: один из них Хакимов Фатхи Мансурович, директор института, инженер-строитель в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. - ко­мандир батальона, обаятельный и скромный человек; второй - Трубников Николай Владимирович, старший преподаватель кафедры строительной механики. Этой кафедрой руководил замечательный педагог - ученый, уважаемый всеми в институте Козырев Яков Федорович. И было очень скорбно (я еще учился), эти замечательные преподаватели ушли из жизни, но они всегда будут жить в наших умах и сердцах...

На следующий день, то есть 20 августа, иду в свой институт (КИИСНП), смело подошел к секретарю, за столом сидела худощавая девушка-татарочка, обратился к ней:

- Мне нужен студенческий билет, если можно, пожалуйста. Мне нужно завтра ехать, я с периферии, из Елабуги.

- Приходите завтра к 11 часам. Раз приняты, будет приказ, выдам Вам студенческий билет.

И вот 21 августа 1953 года подхожу к ней, и она вручает мне билет голубоватого цвета. Открыв, прочитал: «СТУДЕНТ КИИСНП Мирзаханов Феликс Сахипович».

Ура!.. А-а-а!!! По-бе-да!!! Вырвалось у меня, и я крепко, несколько раз поцеловал студенческий билет!!!

Абитуриенты, которые еще толпились у дверей мандатной комиссии, были удивлены и долго еще смотрели мне вслед, думая: вот шизофреник - что целует... Наверное, сошел с ума...

Быстро собравшись во второй половине дня, я уже плыву на пароходе «Вера Фигнер» в Елабугу.

На пороге в жалкую и ветхую комнатушку встречала Мать...

Когда после всех репрессий: тюрем, спецлагерей, спецдетдомов, спецконцентрационных пунктов НКВД - мы с Мамой встретились, она упала в обморок... А сейчас, 23-го августа 1953 года я крикнул:

- Мама! Я студент Казанского вуза - КИИСНП! Вот! Студенческий билет! - и еще раз поцеловал студенческий билет!

Она была очень и очень рада...

- Феликс, я рада за тебя! Рада, что стремишься к образованию. Рада! Мы не сдались и не сломались! Поздравляю...

Мне уже было 26 лет. Впереди была учеба в институте, знакомство с преподавателями, студентами, успехи и неудачи... Жизнь на частных квартирах... и стремление: «Только вперед!»

Работа над дипломным проектом. 1958 год


Эпилог


В июне 2003 года состоялась встреча выпускников КИИСНП, поступивших в 1953 году, отмечали 50-летие. Нас всех очень тепло встретил у себя в проектном институте наш однокурсник Марат Абдуллович Кафиатуллин, он был для нас примером в учебе. Были разговоры: об учебе, преподавателях. веселье, смех… И вот когда мне дали слово, я сказал:

- 21-го августа 1953 года мне вручили студенческий билет - я стал студентом института КИИСНП! Билет поцеловал несколько раз!

- Расскажи нам! - попросили сокурсники.

И я рассказал...

Несколько дней спустя написал рассказ, вспомнив все до мелочей.

Мирзаханов Ф.С. на закладке камня памятнику жертвам политических репрессий. 2003 год

 

Редакция благодарит сына Мирзаханова Ф.С. за предоставленные материалы об отце. Мирзаханов Марат Феликсович продолжает дело отца. Сегодня он - исполнительный директор НПО «Эталон», которое занимается строительством объектов Олимпиады в Сочи, Универсиады-2013 в Казани и др.

Подготовила С. Канзафарова

2010 год

 

 

Из газеты «Молодой строитель» № 3-4, 9-10 от 2010 года:

 

Я целовал студенческий билет

 

 

За неделю до приемных экзаменов я послал документы почтой в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (КИИСНП). Шел июль 1953 года. Год знаменателен тем, что в марте умер «вождь народов» Сталин, а жили мы тогда в маленьком, захолустном городке Елабуге. Через несколько дней вдогонку за документами, сев на пароход «Славянов» с какой-то тревогой, поплыл в стольный град Казань... сдавать приемные экзамены. Задержка с отправкой документов произошла по курьезному обстоятельству... Можно сказать, хорошо окончив 10-ый класс вечерней школы, за месяц подал документы в Елабужский учительский институт на физико-математический факультет, а сам уехал к двоюродному брату в Пермскую область, шахтерский городок Коспаш, в случае чего - работать на шахте. Двоюродный брат, которого звали Фрунзе, за плечами имел колоссальный трудовой стаж: с 13 лет - колхозник, с 16 - шахтёр (Кавалер трех степеней шахтерской славы). С замечательной семьи периода СССР. Его отец в период коллективизации - двадцатипятитысячник, член ВКП(б) с 1926 года, председатель колхоза, в 1942 году погиб на фронте. Мать член партии ВКП (б) с 1927 года, с 1941 по 1945-й была бессменным председателем сельского совета, на чьи плечи легли колоссальные и госответственные дела: отправка людей на фронт, в трудармию, заем, сбор теплых вещей, работа колхоза, борьба с дезертирами...

Слова двоюродного брата: «Феликс, сейчас развивается нефтяная промышленность в Татарии, поступай в один из вузов по нефтянике!» - дали большой толчок в принятии решения. Поблагодарив за гостеприимство, сел на пароход и поплыл в г. Елабугу. На следующий день пришел в приемную комиссию Елабужского учительского института.

- Дайте мне документы обратно...

- Вы что! Вы уже приняты...

Но я документы всё-таки забрал, а до 1 августа оставалась неделя.

Мои документы пришли в институт только 3 августа, я весь испереживался. А впереди было еще трудней, нужно было сдать приемные экзамены и пройти мандатную комиссию.

И вот первый экзамен - русский язык письменно. Но меня это не пугало, так как до ареста в 1937 году наша семья жила в Казани по улице Баумана в доме № 68, и я учился в школах № 2 и № 11 Бауманского района. Моя мама всегда говорила:

- Да здравствует русский язык, язык интернациональный.

Позже написал рассказ «Русский язык» о событиях 1941 года, когда я поступал в спецшколу военно-воздушных сил в городе Казани. Тогда кадровик сказал мне:

- У тебя слаб русский язык, езжай обр-р-ратно, в свою дер-р-р-ревню...

Ранил душу зверски глубоко. Причина, конечно, тому была одна: вся наша семья в 1937 году была арестована НКВД и дорога в военную школу для меня была закрыта.

Русский язык пришлось штудировать от корки до корки при керосиновой лампе, в трущобной комнатушке по книгам, изучать морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию. Досталось нелегко. Но потом с удовольствием мог констатировать: «Я ГОТОВ!!!»

И вот первый результат, русский письменно - «5». Далее русский язык устно, достался замечательный билет и один из вопросов - творчество Лермонтова М.Ю. Я знал многие его стихи, а произведение «Смерть поэта» знал наизусть и декламировал перед аудиторией. - Эх! Вот сейчас покажу себя... но, увы, меня даже спрашивать не стали, а в зачетке поставил «5». Это дало мне большой толчок, в душе было очень приятно, радостно.

Следующий экзамен - рисование, его принимал заслуженный деятель искусств, уже пожилой Петр Максимилианович Дульский. Перед абитуриентами были поставлены на стол объемные геометрические фигуры, рисуйте! В руках у меня карандаш, резинка, передо мной лист бумаги со штампом... Да, задача оказалась не из легких, так как в жизни никогда не приходилось рисовать, неужели провал? Ох! Ужас! Процесс пошел... Начали рисовать... Мне повезло, около меня сидел художник-самоучка, фамилию его помню до сих пор - Дробышев, забегая вперед, скажу, что художник-самоучка в дальнейшем не набрал проходного балла, а жаль..., мне бы хотелось, чтобы этот человек учился и учился... Судьба иг­рает человеком!

Я внимательно смотрел, как он рисует, и вот дошло ... до наводки теней. Он с карандаша ножичком стачивал пыль и растирал ватой, мне пришлось делать все тоже, но вместо ваты был носовой платок. Большинство абитуриентов имели опыт в рисовании, знали, куда идут учиться! Когда аудитория опустела, я неуверенно подошел к Дульскому П.М.:

- Посмотрите, возможно, не пойдет...

В случае провала хотел уехать на работу в шахты, в Кизеловский угольный бас­сейн Пермской области.

- Пойдет или не пойдет, посмотрим, молодой человек!

Сдав рисунок, побежал к старушке на Суконной слободе, где я остановился на ночлег. Этот покосившийся, ветхий деревянный домик, снаружи и внутри закопченный, не способствовал поднятию духа. Дома была одна старушка. Гроши, которые были у меня в кармане, берёг, а время уже обед...

В задумчивости я сел у окна, молча смотрел... неожиданно появилась старушка, шаркая ногами.

- Бабушка, здравствуйте!

- Здрасти-и, здра-а-сти... Что приуныл? Хм... Ох! Боже!

- Да вот рисовали, сдал работу, пока результат не знаю.

- Ничего, ничего... хм, хм... Бог даст....

И так понемножку старушка заговорила о себе, мне она предстала как старуха Изергиль из рассказа Горького. Многое из того, что она говорила, пропускал мимо ушей и неохотно слушал...

- Милый, хм, хм... я ведь из села Кокушкино, Володю Ульянова помню...

Меня это насторожило, я встрепенулся и продолжал внимательно ее слушать.

Приятно и удивительно, ощутил прилив сил. Для нашей большевистской семьи Владимир Ильич Ульянов-Ленин был человеком, олицетворяющим справедливость для всех народов мира. Тогда я подумал:

- Если был жив Владимир Ильич Ленин, нашу большевистскую семью не репрессировали бы в 1937 году, когда без суда и следствия «лепили» статью «58» - измена Родине: расстрелы, тюрьмы, лагеря, издевательства и оскорбления личности.

Выйдя из этих раздумий, понял, передо мною была историческая личность... Нужно было жить... только вперед, да и разговор со старухой Изергиль придал мне силы... нужно было, как Ленин - не сдаваться, идти вперед, сдать все экзамены.

На следующий день, придя в институт, чтобы проставить оценку в экзаменационном листке, на втором этаже столкнулся с Дульским П.М.

- Здравствуйте! - поздоровался я.

- Молодой человек! Я вам поставил оценку «5». Вы учились где?

- Самоучка, - выцедил я и смутился. Про себя подумал: старик ошибся, наверно, перепутал с кем-то...

Оказалось, не ошибся, мне действительно поставили «5»! В душе - Ура! Победа!

Меня хорошо запомнил Дульский П.М., ибо он художник, а у них развито зрительное восприятие. Я же был в гимнастерке, а на груди медаль «За победу над Германией в 1941-1945 гг.».

Три «пятерки» за экзамены вдохновили меня, я стал более решительным, но впереди были еще трудности, особенно мандатная комиссия. За эту короткую жизнь отказы, отчисления рубцами откладывались на сердце, даже по моему имени Феликс сталинские палачи узнавали, кто есть кто! Таких, как я, по указанию сверху в вузы не брали, а если кто и пробирался, с треском исключали.

Итак, подошел следующий экзамен - черчение. Мне показалось, будет очень трудно, ибо в вечерней школе, где я учился, графики не было. Что делать? Вспомнил старушку Изергиль из села Кокушкино, Ленина... В мыслях только одно: Владимир Ильич не сдавался, шел вперед, преодолевая трудности.

Вспомнил эпизод из своей жизни...

Как-то пожаловался матери...

- Вот вся семья наша репрессирована... теперь и в партию не примут, да и другие двери закрыты...

Моя мама революцию 1917 года встретила в Москве, а в 1957 г. в тюрьмах, лагерях смерти не потеряла духа смелости, твердости. Она мне сказала:

- Бери пример с Владимира Ильича Ленина!

На меня эти слова сильно подействовали. Только вперед! Вперед!

В 1956 году отца реабилитировали, и я, будучи уже студентом, искренне веря в большевизм, решил вступить в партию. Однако в Вахитовском райкоме меня забаллотировали по причине репрессирования, хотя вовсю шла хрущевская оттепель. Таких забаллотирований, отказов было много и до этого, а на сердце оставались рубцы, переживания. Тогда было очень тяжело на душе, многие друзья от нас отвернулись, стыдно было смотреть преподавателям в глаза, а предложение заведующего кафедрой Соловарова К.Н. остаться после окончания института на кафедре уже было неприемлемым... Удар, еще какой! Сейчас это кажется смешным, а тогда! Это было смерти подобно! Но никогда не забуду один эпизод, когда после провала в райкоме ко мне подошел преподаватель института Мурафа Г.И. и сказал:

- Мирзаханов Феликс, если нужно, дам и второй раз партийную рекомендацию!

Да, Человек! Хотелось бы больше узнать об этом замечательном ЧЕЛОВЕКЕ! Георгий Иванович не побоялся, что для него все может кончиться плачевно. В жизни всегда есть место подвигам!

Уже чертим… тихо в зале.

Принимал экзамен по черчению преподаватель Ардашев С.С. - симпатичный, молодой и по виду добрый человек. Экзамен по времени подходил к концу, не будучи уверен в положительной оценке, все же сдал работу и вышел из зала. Проходя по коридору, абитуриенты вели разговор около одного чертежного экспоната. Они говорили об ошибках черчения в экспонате

Гениальные люди - про них подумал я. Меня вновь охватило уныние и что я никто... в этой непонятной жизни... К этому нужно добавить: после концентрационного пункта для детей большевиков в Одесской области и спецучреждений НКВД на Украине меня взяла из этих «лап палачей» сестра моей матери - член партии ВКП (б) с 1927 года, благодаря случаю...

Проживая в татарской деревне, мне пришлось ходить в русскую школу, отмеряя 6 км каждый день. Черчения в школе не было - шла Великая Отечественная война. Какая тут графика? Нет бумаги, карандашей, тетрадей, лишь прослушивание учителей - голод, холод...

На следующий день узнаю: «4». Ура! Победа! Спасибо жизни... Хотелось крикнуть: Не сдамся! Вперед! Только институт!»

Передо мной неожиданно всплыли образы: старуха Изергиль из Кокушкино, палачи НКВД, В.И. Ленин и моя Мама, её слова: «Бери пример с Ленина, стремись к образованию, не сдавайся!»

Мигом вспомнил и про себя, как некоторые экзамены за 9-й класс сдавал экстерном. Почему? Да потому, палачи НКВД на 4 месяца меня посадили в тюрьму, прилепив политически-уголовную статью.

- Ах! У тебя еще и имя Феликс, несгибаемого, железного большевика Дзержинского, - так и сказал один из палачей...

На очереди экзамен - ФИЗИКА.

- Вперед! Надо сдать!

Немного отступая - небольшой эпизод из жизни.

В октябре 1952 г. меня демобилизовали из Советской армии. Приехал в захолустный тогда городок Елабугу, к Матери, которая после сталинских лагерей осела там и работала на ткацкой фабрике, где была одна достопримечательность, которую запомнил на всю жизнь - генератор, работающий на дровах, углях, дающий электроэнергию на фабрику - тук! тук-тук! тук! Тогда еще не было электростанций: ГЭС, ТЭЦ и т д

И вот мыкаясь, ища работу, набрел на водную телефонную станцию, чтоб приняли учеником на телефониста.

Начальник, щуплый мужчина, спросил:

- Какая единица электроемко­сти?

Я ответил:

- Фарада.

- Принимаю.

Проработав всего неделю, я ушел, не прося ничего... Осталось лишь в памяти: такой же, как и я - рыжий демобилизованный моряк с Балтфлота, который усердно звонил и разговаривал... Меня пугали это однообразие и скука, тянуло к шуму промышленности, к рабочему классу.

Да и Мать после политкаторг, потерявшая здоровье... Во мне все кипело, сердце отчаянно билось в груди.

И вот беру экзаменационный билет по физике, принимал экзамен Горланов А.А. - суров на вид, - этот не даст поблажки... Нет! По билету начал отвечать, преподаватель чем-то был недоволен, задал несколько дополнительных вопросов, я ответил. Он молча ставит оценку - 4.

Ура! Победа! Хоть ты суров! Я люблю тебя! Хоть ты угрюм! Так, молча, в душе отреагировал я.

Итак, остался последний экзамен - МАТЕМАТИКА! Последний самый трудный, но про себя я думал так: «Все-таки в аттестате за 10-й класс были отличные оценки. Меня это вдохновляло, но все же школа-то вечерняя!!!

Кроме всего, к экзаменам готовился по замечательной тогда книге «Справочник по математике для поступающих в вузы». Автора до сих пор помню - МАДЕНОВ.

В Елабуге тогда была одна библиотека, которая находилась недалеко от управления милиции. Да и книжка была одна!

В библиотеке я спросил:

- Мне нужна книга... справочник Маденова.

- Вы знаете, ее взял гражданин Ефремов и он нам сказал: если кому книга нужна, пусть придут ко мне. Вот его адрес.

Да, подумал, вон какие сети. Ведь он же капитан КГБ! Ведь я же был у него на допросе. И все та же нить - репрессированные, так как властями, политбюро и Сталиным был разработан и подписан секретный кодовый указ «ПОВТОРНИКИ», то есть вновь арестовать без суда и следствия тех, кто уже был репрессирован в 1937-1938 годах Начали вновь заполняться: тюрьмы, лагеря - горе, муки, смерть.

Но колесо репрессий не набрало обороты: неожиданно в марте 1953 г. умер «вождь народов» - репрессии стали затухать…

Позже с капитаном Ефремовым столкнулся лоб в лоб в Казани, на Колхозном рынке, очевидно, он уже был демобилизован - шла Хрущевская оттепель. Это произошло, когда я был уже студентом КИИСНП 2 курса. Шел 1955 год.

Книгу Маденова мне все же привезли из Казани, и она мне очень помогла! Спасибо автору.

Сидим в зале, пишем письменно экзамен по математике - я спо­коен. Экзамен принимал преподаватель Еськин (жаль, не знаю и не запомнил инициалов) - очень добрый человек. Позже я узнал, когда он вел в институте практические занятия по математике, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. товарищ Еськин преподавал математику в Академии им. Жуковского. Вот какие талантливые преподаватели учили нас в КИИСНП!!!

Сдав работу, в то время как многие еще сидели и думали над решением задач, быстрыми шагами пошел на квартиру старухи Изергиль из Кокушкино.

На следующий день в зачетке появилась оценка - 5! Ура! Победа!

Так я радовался в душе... но впереди - мандатная комиссия! Как боялся этих комиссий - рубцы на сердце сочились...

И вот 19 августа 1953 года - МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ!

Зашел по очереди третьим, ибо торопился, так как финансы пели романсы, а ехать в Елабугу. Впереди меня две маленькие щуплые девушки, но, очевидно, они экзамены сдали на 5, и проходной балл у них был высокий.

Мне представлялось, что в комиссии человек 10, а председательствует человек-гроза!!!

Но, увы! Сидели всего два че­ловека: один пожилой, полный; другой лысоват, тонкий, молодой

- Садитесь...

У меня после этих слов возникло чувство уверенности в себе: ранее, где мне пришлось проходить мандатные комиссии, нигде не предлагали сесть!

Через несколько секунд тонкий тихо выдавил из себя:

- Вы награждены медалями... Хотел что-то спросить еще...

Пожилой встал из-за стола и тихо сказал:

- Мирзаханов Феликс, Вы приняты

И крепко пожал мне руку.

Во мне закипела страшная энергия, захотел подпрыгнуть и крикнуть: «Ура! Победа! Жизнь меня швыряла, кидала, на меня вешали клеймо, оскорбляли и издевались... Но вас обоих, милые мои, хочу поцеловать, и буду помнить вечно!!!» Молча, поблагодарив их, вышел. Кто же эти замечательные преподаватели в комиссии?

Позже узнал: один из них Хакимов Фатхи Мансурович, директор института, инженер-строитель в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. - ко­мандир батальона, обаятельный и скромный человек; второй - Трубников Николай Владимирович, старший преподаватель кафедры строительной механики. Этой кафедрой руководил замечательный педагог - ученый, уважаемый всеми в институте Козырев Яков Федорович. И было очень скорбно (я еще учился), эти замечательные преподаватели ушли из жизни, но они всегда будут жить в наших умах и сердцах...

На следующий день, то есть 20 августа, иду в свой институт (КИИСНП), смело подошел к секретарю, за столом сидела худощавая девушка-татарочка, обратился к ней:

- Мне нужен студенческий билет, если можно, пожалуйста. Мне нужно завтра ехать, я с периферии, из Елабуги.

- Приходите завтра к 11 часам. Раз приняты, будет приказ, выдам Вам студенческий билет.

И вот 21 августа 1953 года подхожу к ней, и она вручает мне билет голубоватого цвета. Открыв, прочитал: «СТУДЕНТ КИИСНП Мирзаханов Феликс Сахипович».

Ура!.. А-а-а!!! По-бе-да!!! Вырвалось у меня, и я крепко, несколько раз поцеловал студенческий билет!!!

Абитуриенты, которые еще толпились у дверей мандатной комиссии, были удивлены и долго еще смотрели мне вслед, думая: вот шизофреник - что целует... Наверное, сошел с ума...

Быстро собравшись во второй половине дня, я уже плыву на пароходе «Вера Фигнер» в Елабугу.

На пороге в жалкую и ветхую комнатушку встречала Мать...

Когда после всех репрессий: тюрем, спецлагерей, спецдетдомов, спецконцентрационных пунктов НКВД - мы с Мамой встретились, она упала в обморок... А сейчас, 23-го августа 1953 года я крикнул:

- Мама! Я студент Казанского вуза - КИИСНП! Вот! Студенческий билет! - и еще раз поцеловал студенческий билет!

Она была очень и очень рада...

- Феликс, я рада за тебя! Рада, что стремишься к образованию. Рада! Мы не сдались и не сломались! Поздравляю...

Мне уже было 26 лет. Впереди была учеба в институте, знакомство с преподавателями, студентами, успехи и неудачи... Жизнь на частных квартирах... и стремление: «Только вперед!»

Эпилог

В июне 2003 года состоялась встреча выпускников КИИСНП, поступивших в 1953 году, отмечали 50-летие. Нас всех очень тепло встретил у себя в проектном институте наш однокурсник Марат Абдуллович Кафиатуллин, он был для нас примером в учебе. Были разговоры: об учебе, преподавателях. веселье, смех… И вот когда мне дали слово, я сказал:

- 21-го августа 1953 года мне вручили студенческий билет - я стал студентом института КИИСНП! Билет поцеловал несколько раз!

- Расскажи нам! - попросили сокурсники.

И я рассказал...

Несколько дней спустя написал рассказ, вспомнив все до мелочей.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
 
© 2024 Музей КГАСУ