Создание строительного института (начало пути)
Создание строительного института (начало пути)

 

Здание Казанского института инженеров коммунального строительства


Во второй половине 1920-х гг. страна превращается в гигантскую стройку, сооружаются сотни, тысячи заводов и фабрик, шахт и рудников, электростанций и железных дорог, возникают новые города и поселки, строятся школы и вузы, клубы и театры. В этой связи правительством не раз рассматриваются вопросы подготовки кадров, в том числе строителей.


13 января 1930 г. ВЦИК и СНК СССР принимают постановление N 65 "О подготовке технических кадров для народного хозяйства Союза ССР". В нем особо подчеркивалась необходимость "расширения сети высших индустриально-технических и сельскохозяйственных учебных заведений с резко выраженной специализацией по отдельным отраслям народного хозяйства".
С этого постановления начинается коренная перестройка системы высшего образования. Многопрофильные институты (Казанский политехнический) были разукрупнены и реорганизованы в отдельные отраслевые учебные заведения. Все вузы из Народного комиссариата просвещения были переданы в ведение хозяйственных народных комиссариатов.
Одним из первых шагов претворения этого плана в жизнь явился приказ по Наркомпросу N 255 от 13 мая 1930 года "О реорганизации существующей сети высших учебных заведений". В нем было записано (пункт X): "Образовать строительный институт на базе строительного факультета Казанского политехнического института с передачей его в ведение Наркомвнудела".
Практическую реализацию данного документа осуществляет Народный комиссариат внутренних дел. 23 мая 1930 года издается приказ N 3. Он подтверждает приказ Наркомпроса N 255 и присваивает "вновь организуемому втузу наименование Казанский институт коммунального строительства" (КИКС). Вновь созданный институт начинает свою работу в составе трех факультетов: гражданского строительства, дорожного строительства и санитарно-технического. Директором КИКСа был назначен З.З. Гимранов, а его заместителем по научной и учебной работе - профессор М.Г. Ельчанинов.
Постановлением ВЦИК и СНК СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов", принятым 23 июня 1930 года, был утвержден Казанский строительный институт с передачей его в Народный комиссариат коммунального хозяйства (НККХ). В титульный список (реестр) высших учебных заведений страны новый институт был включен как "Казанский институт коммунального строительства".

 

С первых дней в институте началась большая организационная работа по закреплению учебных площадей, распределению оборудования, укомплектованию профессорско-преподавательскими кадрами и контингентом студентов. От своих предшественников институт получил значительную материальную базу: здание бывшего художественного училища на ул. К. Маркса, 68 со всеми служебными постройками и земельным участком, математический кабинет, лабораторию испытаний строительных материалов, кабинет естествознания, часть имущества кабинета товароведения в учебном здании КХТИ (ул. К. Маркса, 70). В совместном ведении КИКСа и КХТИ были: физический кабинет и физическая лаборатория, электротехническая лаборатория, кабинет машиноведения, а также фундаментальная библиотека. Казанскому институту коммунального строительства было передано общежитие N 2 политехнического института.
Основные структурные подразделения формировались в течение первых 2-3 лет. В июне 1930 года начала работу приемная комиссия. 1 января 1931 года был открыт вечерний рабочий факультет, который приступил к работе 4 сентября этого же года. В это время в институте открывается заочное отделение, а с 1 апреля 1932 г. вечернее отделение, на котором обучение студентов ведется без отрыва от производства.
25 марта 1932 года институт переименовывается в Казанский институт инженеров коммунального строительства, а 1 октября этого же года в ознаменование 40-летия литературной деятельности А.М. Горького Коллегия НККХ присваивает институту имя А.М.Горького, и институт получает наименование: Казанский институт инженеров коммунального строительства имени А.М. Горького. Коллегия также учредила 5 стипендий им. Горького для лучших студентов КИИКСа - по 250 руб.
Период с 1930 по 1941 гг. явился временем становления института. Он характеризовался поисками наиболее совершенных форм учебно-методического процесса, определением наиболее целесообразного профиля подготовки специалистов по специальностям, организацией научно-исследовательской работы. Для этого периода были характерны большие и частые изменения в составе факультетов, кафедр и специальностей. Это стало следствием трудностей становления, а также организационной неразберихи в самом НККХ. Так, по указанию Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР 14 января 1933 года было открыто архитектурно-проектировочное отделение (АПО) и закрыта водоканализационная специальность, а студентам III курса этой специальности дали возможность закончить институт. АПО просуществовало около года и было закрыто 31 декабря 1933 года, а студенты были переведены на инженерно-строительное отделение. 1 сентября 1933 года был открыт дневной рабочий факультет.
1 марта 1934 года отделения института были переименованы в факультеты. В течение двух лет (с 1935 по 1937 гг.) в институте существовал общетехнический факультет, который распоряжением ГУУЗа НККХ РСФСР от 28 августа 1937 г. был ликвидирован, весь состав студентов был распределен между двумя основными факультетами: инженерно-строительным и факультетом городских путей сообщения.
В начале 30-х годов перед коллективом института в качестве первоочередной встала задача укрепления материально-технической базы, создания учебных кабинетов и лабораторий, организации собственной библиотеки.
Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из других вузов. Это профессора и доценты: Пауткин Н.М., Муштари Х.М., Жаков П.И., Брюно И.И., Болгарский А.В., Горизонтов Б.И. и др.

В связи с трудностями в обеспечении преподавательскими кадрами по дисциплинам строительного профиля руководство института взяло курс на подготовку собственных научно-педагогических кадров. С этой целью при институте в 1931 году была открыта аспирантура по специальностям: инженерные конструкции, строительная механика, архитектура, строительные материалы, мосты. Однако Всесоюзный комитет по делам высшей школы своим постановлением от 11 февраля 1934 г. утвердил аспирантуру только на кафедре строительных материалов. Из общего числа аспирантов (16 чел.) по другим специальностям было разрешено закончить аспирантуру в других вузах: по инженерным конструкциям - Е.А. Троицкому, И.Г. Сафину; по строительной механике - Н.Х. Хасаншину и Н.Н. Надееву. Успешно закончили аспирантуру по специальности строительные материалы Ф.М. Хакимов и П.П. Переверзев.
Были созданы условия для роста собственных кадров высшей квалификации - докторов и доцентов. С 1930 по 1940 гг. в профессорском звании были утверждены 4 человека, в звании доцента - 19 человек.
Кафедры возглавляли опытные преподаватели и знатоки своего дела: профессора Ельчанинов М.Г. (технология строительных материалов), Пауткин Н.М. (высшая математика), Крестин А.В. (архитектура и архитектурное проектирование), Муштари Х.М. (теоретическая механика), Труфанов А.А. (гидротехника), а также доценты Васильков А.Н., Козырев Я.Ф., Шорин В.И. и др. Интересно и то, что из 14 заведующих кафедрами только один, заведующий кафедрой общественных дисциплин Ф.Ф. Горбачев, был членом ВКП(б), а остальные были беспартийными.
Повышению качества подготовки специалистов и росту квалификации преподавателей способствовала их научно-исследовательская деятельность. В 30-е годы профессорско-преподавательским составом разрабатывались 35 тем, три из которых являлись докторскими, две - кандидатскими диссертациями. Институт имел свое собственное периодическое издание "Труды КИИКСа", в котором публиковались работы профессорско-преподавательского состава. К научно-исследовательской работе активно привлекались и студенты. Для этого на кафедрах были организованы научно-технические кружки под руководством профессоров и доцентов.
В то же время доцент Морозов В.В. издал конспект лекций для студентов по курсу математики, а доцент  Надеев Н.Н. - по курсу мостов. Усилиями Трофимова А.А. был написан учебник по архитектуре, получивший положительный отзыв в Академии архитектуры СССР; Баскаков П.М. составил учебник по стройпроизводству, Вишневский А.А. - по городскому транспорту.
С 1935 года проводятся научно-методические конференции преподавателей и студентов.
Значительная работа в институте велась по подготовке национальных кадров. Коллектив студентов КИИКСа всегда был многонационален. Сюда стекались абитуриенты из всех соседних автономных республик Поволжья и Приуралья, а также Средней Азии и Сибири. В первые годы студентам со слабым знанием русского языка оказывалась большая помощь. Студентам-татарам многие предметы преподавались на их родном языке, а позднее была сформирована татарская группа. В эти годы очень много было сделано в деле разработки научной татарской терминологии, на татарском языке были подготовлены и изданы учебники по геодезии, физике, математике, теоретической механике. Большую роль в этом деле играли  доценты Хакимов Ф.М., Хангильдин В.Н. и др.
К середине 30-х гг. институт окончательно превратился в крупное, достаточно устойчивое учебное заведение. Определилась структура института, контингент студентов и преподавателей, установились наименования факультетов. Все эти изменения были закреплены уставом института, который был впервые утвержден приказом НККХ РСФСР N 107 от 29 апреля 1935 г.
С 1 сентября 1937 г. контингент студентов института пополнился за счет расформированного Свердловского института инженеров коммунального строительства. 52 студента СИИКСа были распределены по разным факультетам. Причем одна группа IV курса водоканализационного факультета была сохранена и закончила КИИКС в полном составе.
13 мая 1939 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР утвердил новый устав института. Этим уставом было окончательно закреплено название института: Казанский институт инженеров коммунального строительства.
Уставом предусматривалось, что институт находится в ведении Народного комиссариата коммунального хозяйства и готовит инженеров по специальностям: промышленное и гражданское строительство, городские пути сообщения. Было утверждено 14 кафедр: высшей математики, физики, химии, теоретической механики, графики, строительных материалов, машиноведения, строительной механики, строительных конструкций и мостов, строительного производства, архитектуры, городских дорог, водоснабжения и канализации, марксизма-ленинизма. Кроме того, уставом предусматривались следующие самостоятельные курсы: иностранных языков, физкультуры, военного дела, геодезии, инженерной геологии, оснований и фундаментов. Институт также имел 16 кабинетов, в том числе архитектурный, математический, дорог и мостов, строительных конструкций, строительного производства, теоретической и строительной механики, геодезический и др.; 6 лабораторий: по испытанию строительных материалов, химии, электротехнике, гидравлике. В 1939 году была организована кино-, фотолаборатория, задачей  которой являлась кинофиксация учебного процесса.
Библиотека института имела в своих фондах 65 тысяч томов, из них 44 тысячи учебников и учебных пособий.
Уставом института было предусмотрено, что учебные планы по специальностям института утверждает Всесоюзный комитет по высшей школе (ВКВШ), а по специальным дисциплинам - Наркомат коммунального хозяйства. К числу программ по общим дисциплинам было отнесено 19 предметов, а к числу специальных: по специальности ПГС - 14 дисциплин, по специальности городские пути сообщения - 15 дисциплин, а также производственная практика. Производственная практика проходила после сдачи экзаменационной сессии в следующие сроки: на I курсе геодезическая - с 7 июня по 1 июля (в Казани), на II курсе учебная - с 7 июня по 1 июля (на стройках Казани), на III курсе производственная - с 7 июня по 12 августа, на IV курсе преддипломная - с 25 мая по 12 августа. Производственная и преддипломная практика проходила в разных городах СССР (Москве, Ленинграде, Сталинграде, Саратове, Куйбышеве, Горьком и др.), на предприятиях НККХ и др. Руководство практикой осуществляли со стороны КИИКСа заведующие кафедрами и руководители практики, а на местах - специалисты производства.
На разработку дипломных проектов и на их защиту в ГЭК отводилось время с 7 февраля по 1 июля. Студенты, успешно выполнившие учебную программу и защитившие дипломный проект, получали диплом об окончании КИИКСа с указанием присвоенной квалификации. А выпускники, выполнившие учебный план с оценками "отлично" и "хорошо" по всем предметам и защитившие дипломный проект на отличную оценку, получали диплом с отличием. Они пользовались преимущественными правами "на занятие вакантных должностей по специальности, а также по научно-исследовательской работе в вузах и научно-исследовательских институтах, на зачисление в аспирантуру и на включение в число кандидатов для посылки в научные командировки как внутри СССР, так и за границу".
Распределение молодых специалистов проводил Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР за 6 месяцев до окончания института.
Специалистов с высшим образованием готовило и заочное отделение, организованное 4 октября 1931 года как отделение Московского комбината заочного обучения. Структурой этого комбината предусматривалась подготовка специалистов по трем циклам: низшему (десятники), среднему (техники), высшему (инженеры) и по трем специальностям: гражданское строительство, дорожное строительство и водоканализация. В дальнейшем Московский комбинат заочного обучения был реорганизован, а в апреле 1933 г. при отделе кадров НККХ РСФСР был создан сектор по заочному обучению с филиалами при институтах.
При Казанском отделении заочного обучения (ОЗО) с 1933 года были оставлены средний и высший циклы, призванные готовить техников и инженеров по двум специальностям: организация и производство строительных работ и городские сообщения. В дальнейшем в ОЗО после неоднократных реорганизаций осталось два факультета: факультет гражданских и промышленных сооружений и факультет городских путей сообщения.
В 1940 году на заочном отделении обучались 302 студента. Срок обучения был определен в 5 лет 10 месяцев. Правда, "в зависимости от знания и развития заочников" этот срок мог быть сокращен.
С каждым годом росло число студентов дневного отделения. Если к 1 января 1931 года в институте обучались 253 студента, то к 1941 году - около 700. Большинство студентов получали стипендию, средний размер которой возрастал из года в год. Так, в 1931 году он составлял 46 руб. 10 коп., а в 1940-м достиг 270 руб. 30 коп. Интересен и тот факт, что в 30-е годы профессия строителей перестала быть чисто мужской.
Для учебы и отдыха студентов были созданы необходимые условия. При институте имелось общежитие на 450 мест, 65 % студентов были обеспечены жильем. При общежитии работал буфет, была оборудована площадка для спортивных игр летом, в зимнее же время функционировал каток. В учебном здании института имелась столовая на 150 посадочных мест. Кроме того, КИИКС арендовал физкультурный зал у спортивного общества "Динамо" и использовал стадион Центрального парка культуры и отдыха.
К своему десятилетнему юбилею, который широко от мечался общественностью города и республики, институт располагал прочной материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами. В их числе было 8 профессоров (М.Г. Ельчанинов, А.А. Труфанов , Н.М.  Пауткин, К.А.Архипов, Х.М. Муштари, Б.И. Горизонтов, Л.М.Миропольский, С.Г.Писарев), 21 доцент, 10 старших преподавателей, 13 ассистентов и 9 преподавателей. Ведущие преподаватели и кафедры осуществляли тесную связь научных исследований с решением практических задач строительства. В этом плане заслуживает внимания научно-исследовательская работа доцента Орлова А.П. "Железобетонный мост через реку Казанку и перспективы дальнейшего его существования". Кроме того, научные работники систематически проводили экспертизы на стройках, часто привлекались в качестве консультантов для участия в работе различных комиссий, оказывали практическую помощь строительным и коммунальным организациям. На некоторых предприятиях Казани имелись постоянные консультанты.
В иных условиях успехи коллектива могли быть более значительными, если бы не репрессии 30-х годов, жертвами которых становились ведущие преподаватели, сотрудники и студенты высших учебных заведений. Надо иметь в виду, что становление института проходило в очень сложное время - в период "сталинского рывка" к социализму. Начавшаяся в 1929 году чистка в партии в начале 1930-х механически была перенесена и на беспартийных. За сокрытие социального происхождения, за "связь с врагами народа" и иные "прегрешения" сотрудники и студенты отчислялись из вуза, о чем вещали лозунги и плакаты в коридорах: "Сыновьям и дочерям попов, кулаков и купцов нет места в нашем коллективе". Только за 1 год из института были отчислены более 20 студентов и составлен список на 80 сомнительных лиц, но благодаря принципиальной гражданской позиции первого директора З.З.Гимранова многие студенты смогли завершить обучение и стали прекрасными специалистами. Однако самого директора за неблагонадежность сняли с поста, а впоследствии репрессировали за принадлежность к левой группировке коммунистов-татар.
В середине 30-х гг. общественно-политическое напряжение в институте резко возросло после известных судебных процессов над троцкистами и бухаринцами. Начались гонения на тогдашнего директора Соболева Ф.И., его заместителя Хакимова Ф.М. Произошли первые аресты среди сотрудников института: заведующего кафедрой организации и механизации строительных работ Батанова, директора рабфака Раниной, преподавателя английского языка Перфильева. Появились арестованные и среди студентов и выпускников института. Заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Романов Я.С. в период подготовки диссертации был обвинен в троцкизме. Хотя он и был исключен из рядов ВКП(б), благодаря настойчивости и твердой гражданской позиции директора Соболева Ф.И. и его заместителя Хакимова Ф.М. он был оставлен в вузе. Эти же люди спасли, в прямом смысле этого слова, одного из самых ценных преподавателей Егерева В.В.
В дальнейшем нелепые обвинения были предъявлены в вузовской стенной газете профессору Труфанову А.А., "обнаружились" "враги" и среди физиков. Им оказался уважаемый профессор Кушников. Выходцами из чуждой среды со всеми вытекающими отсюда последствиями были названы профессора Ельчанинов М.Г., Паут кин Н.М., Горизонтов Б.И., Архипов К.А., художник Сперанский П.Т. - вся элита института. Но благодаря Гимранову З.З., Соболеву Ф.И., Хакимову Ф.М., профессорам  Труфанову А.А ., Ельчанинову М.Г. и другим руководителям и преподавателям, попросту честным людям удалось не дать вконец развалиться институту, сохранить научно-педагогический потенциал, а главное - жизнь многих людей. Именно стараниями отдельных людей, преданных своей профессии, своему вузу, КИИКС к концу 30-х годов стал одним из ведущих строительных вузов региона.
За довоенные 11 лет своего существования Казанский институт инженеров коммунального строительства внес заметный вклад в подготовку строительных кадров и развитие науки. Он превратился в крупное учебное заведение и стал ведущим в Поволжье и Приуралье. С момента образования он выпустил 993 инженера. Кроме того, являясь единственным в Среднем Поволжье и Приуралье, институт готовил специалистов для Чувашской, Марийской,  Мордовской, Удмуртской, Башкирской Республик. К 1941 году "30 % выпускников обслуживали главным образом вышеперечисленные автономные республики, а также отдаленные окраины Союза (Северная область, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Средне-Азиатские республики" (см. НА РТ, ф. 2858, оп. 1, д. 227, л. 2 об.).
Достижения коллектива КИИКСа были высоко оценены правительством ТАССР и центральными учреждениями России. В честь десятилетия института НККХ выделил дополнительные денежные средства на поощрение профессорско-преподавательского состава и студентов. А Указом Президиума Верховного Совета ТАССР от 13 декабря 1940 г. профессорам Пауткину Н.М. и Труфанову А.А. было присвоено звание "Заслуженный деятель науки и техники ТАССР". Доценту Дульскому П.М. было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств ТАССР". Почетными грамотами Президиума ВС ТАССР были награждены 8 человек, в том числе Хакимов Ф.М., Камышев Е.Ф., Хасаншин Н.Х., Чадаев А.С. и др.
Бурлила общественная жизнь в институте. Работали общественные организации. Большое внимание уделялось учебно-воспитательной и спортивной работе. В Казани в то время были популярны и пользовались успехом институтский драматический кружок, руководимый Бельским Е.Н., джаз-оркестр, организованный студентами Брилем Т. и Провоторовым Н. (впоследствии он стал заслуженным артистом РСФСР), который, кстати, входил в тройку лучших оркестров Казани. Солистом оркестра был студент Остроумов В., ставший в дальнейшем деканом архитектурного факультета.
Студенты КИИКСа принимали активное участие в спортивных соревнованиях. Сборная института по легкой атлетике в течение нескольких лет была лучшей в Казани в эстафете 10х1000 метров. В соревнованиях участвовал студент Булатов Ф. (один из соратников М. Джалиля в годы войны). В 1939 году студенты, лучшие лыжники вуза, добровольно ушли на войну с белофиннами. Приказом по КИИКСу N 53 от 13 декабря 1940 г. вернувшиеся студенты были премированы.

О том, как ценились наши выпускники, свидетельствует тот факт, что в апреле 1940 г., за два месяца до защиты, 22 студента-дипломника были сняты с дипломного проектирования и направлены на проектирование и строительство стратегических объектов в Западной Украине, Средней Азии и Сибири. Среди них - Александров А., впоследствии работал в строительных организациях, заместитель председателя Казанского городского совета. Выпускник 1939 года Дивавин В.М., призванный в Советскую Армию, предложил в военных условиях свою конструкцию вантового моста, названную "ВМД" - вантовый мост Дивавина. Испытания проводились в Черноморской группе войск и дали хорошие результаты. Впоследствии Бюро по делам изобретательства НКО Союза ССР выдало автору "не подлежащее опубликованию" авторское свидетельство.
Однако плодотворная работа института была прервана надвигающейся войной. Перед Великой Отечественной войной в связи с растущей военной угрозой Советское правительство предприняло ряд срочных мер по укреплению оборонных отраслей промышленности. В их числе было принято решение об ускоренной подготовке авиационных инженеров за счет старших курсов необоронных специальностей некоторых вузов. По этому поводу СНК СССР 12 июня 1941 г. принял специальное постановление. В соответствии с этим НККХ и НКАП 18 июня издали совместный приказ, по которому весь контингент студентов, "учебное здание и другие сооружения, оборудование и инвентарь, материалы и опись, имущество на сумму 1 млн. 910 тыс. 544 р. 91 коп. были переданы в КАИ". (См.: НА РТ, ф. 2858, оп. 1, д.256, л.л.2-3).

 
© 2013 Музей КГАСУ