Истоки (1890-1919 гг.)
Истоки (1890-1919 гг.)

Здание Казанского соединенного промышленного училища


   Истоки архитектурно-строительного образования в Казани и Республике Татарстан. Основы профессиональной архитектурно-строительной подготовки в Казани закладывались ещё в XIX веке. В 1890 году подписан высочайший Указ об образовании Промышленного училища, с которого берёт начало строительное образование в Казани, республике, во всём Поволжско-Уральском регионе.


   Определённую роль в подготовке архитекторов-строителей играли низшие профессиональные учебные заведения и школы, которые, как правило, содержались на частные пожертвования.
   17 апреля 1881 года все технические учебные заведения России были переданы в ведение Министерства народного просвещения. А в 1889 году особая комиссия министерства приняла решение открыть в Казани объединенное промышленное училище с двумя уровнями профессиональной подготовки: среднехимическим и низшим техническим, с механической, химической и строительной специальностями. В преамбуле документа было сказано, что "центральное положение Казани между промышленными губерниями средней России и изобилующими естественными богатствами, а также исторически сложившаяся связь с экономической жизнью Сибири делают Казань особенно подходящим пунктом для специального образования техников и мастеров по химической, механической и строительной специальностям".
   14 июня 1890 года император Александр III утвердил Указ об учреждении в шести местностях России промышленных училищ разных типов, в том числе Соединенного промышленного в Казани, а городская дума предложила осуществить строительство зданий технического училища на участке, выделенном напротив Родионовского института благородных девиц, в конце Грузинской улицы (ныне ул. К. Маркса).


 alt  alt


  Первый камень учебного корпуса был заложен 12 июня 1896 года. Контракт на строительство учебных зданий был заключен с торговым домом братьев В. и А. Персон. Следить за строительством зданий был назначен архитектор Казанского учебного округа С.В. Бечко-Друзин. Само здание учебного корпуса проектировал известный архитектор Константин Олешкевич. Для изучения опыта технического образования за границу были направлены профессор Санкт-Петербургского технического института Н.И. Тавилдаров, гражданский инженер Бернгард и будущий директор училища, инженер-технолог Н.Г. Грузов.
   Торжественное открытие Соединенного промышленного училища состоялось 10 сентября 1897 года в актовом зале Казанского реального училища в "присутствии представителей администрации, учебного ведомства, земства, городского управления, военного и судебного ведомств, членов Казанского отделения Императорского технического общества, учебного персонала, учащихся и публики".


alt   Промышленное училище было многопрофильным, давало своим подопечным самые разносторонние знания. При этом оно состояло как бы из четырех учебных заведений (отсюда и название "Соединенное"), сейчас их бы назвали факультетами: одного среднего технического и трёх низших (химико-технического, механико-технического и строительно-технического).


В соответствии с правилами приема "низшее строительно-техническое училище сообщает учащимся сведения по строительному, печному, газопроводному, водопроводному и дорожному делу и по испытанию строительных материалов, имея целью подготовить строителей, ученых, десятников для строительных и инженерных работ". Кроме того, учащиеся изучали счетоводство, предметы технической отчетности и составление сметы.

 

Брошюра «Краткие сведения о Казанском промышленном училище и условия поступления». 1899 год


В низшее строительно-техническое училище принимались юноши не старше 18 лет, окончившие городские и уездные училища. Общий приём происходил ежегодно до начала учебного года, 1 сентября. В училище, за некоторым исключением, принимались лица всех сословий и вероисповеданий.

 Работы учеников низшего строительно-технического училища

Изделия, выполненные учениками среднего химико-технического училища

 Работы, выполненные в механических мастерских учениками низшего механико-технического училища

 

В личный состав служащих по Положению об училище входили следующие лица: директор, законоучитель, преподаватели, ведущие теоретические занятия, руководители практических занятий, надзиратели, врач, бухгалтер, писарь, а также машинист, сторож и переписчик. Ввиду особого характера обучения преподавателями приглашались не только специалисты с высшим образованием, но и имеющие большую практику по своей специальности; руководителями практических занятий могли быть лица, прошедшие курс среднего технического училища, проработавшие значительное время на заводах, стройках и обладающие надлежащим практическим опытом.


Зограф К.Г., директор Казанского промышленного училища с 1907 по 1911гг.

 

В соответствии с Положением низшее строительно-техническое училище имело трехгодичный курс для прохождения специальных предметов по строительному делу. Из общеобразовательных предметов преподавались Закон Божий, математические и естественные науки. Ученики изучали арифметику, геометрию, физику, химию, черчение, чистописание и т.д. В обязательную программу были включены курсы "Строительные работы и материалы", "Вспомогательные приспособления", "Землеизмерение и разбивка сооружений", "Счетоводство и составление сметы" и т.д.
Практические занятия в учебное время проводились в мастерских училища, а летом - "на земских городских и частных постройках и дорожных работах". Кроме того, "ученики училища в течение двух недель занимались практическими работами по землеизмерению" (наподобие нынешней геодезической практики). В целом круг изучаемых теоретических и практических дисциплин способствовал получению необходимых знаний и навыков по строительному делу.

Геодезический кабинет Казанского соединенного промышленного училища

Занятия по геодезии. Экерная съемка

Астролябическая съемка


 Первый выпуск низшего строительно-технического училища состоялся в 1902 году. Тогда 16 выпускников стали гражданскими инженерами-строителями. С этого времени процесс подготовки профессиональных инженерно-строительных кадров приобрёл постоянно развивающийся характер. Выпускники училища работали техниками-строителями, дорожно-строительными техниками, землемерами, чертежниками, дорожными надзирателями, десятниками, гидротехниками и др. Выпускник училища 1904 г. П.Е. Спирин стал помощником архитектора Казанской губернской земской управы. Другой выпускник училища В.П. Соколов работал в Самарской контрольной палате "по проверке смет на технические работы по постройке казенных зданий". Многие выпускники работали преподавателями в различных гимназиях и школах, занимались частными строительными работами.

 

Слесарные мастерские

Столярно-токарно-модельные мастерские. Станочная

Кузница


5 ноября 1905 года первый директор училища (с 1897 по 1903гг.) Н.Г. Грузов представил на утверждение Педагогического совета проект о реорганизации Казан­ского соединенного промышленного училища, в котором говорилось:

«...Низшее строительно-техническое училище в Казани является первым училищем такого типа в России. Низшее строительное образование можно было получить в школах для десятников в С-Петер­бурге, Одессе, Риге. Эти школы обучали взрослых юно­шей и имели более узкую и определенную цель. А лица, окончившие низшие строительные училища, не мо­гут быть хорошими десятниками, так как сами не были работниками. По выходе из училища они в боль­шинстве своем поступают на службу в земские уп­равы, где числятся техниками. В маленьких городах они часто сами заведуют постройками из-за отсут­ствия инженеров. Между тем знания, полученные в низшем стро­ительном училище, недостаточны для роли земского техника и возведения самостоятельных построек. Поэтому, как показывает 6-летний опыт, необхо­димо преобразовать низшее строительное училище в среднее, причем ученики должны приниматься пос­ле окончания реальных училищ...                           

Предлагается оставить вместо трех одно низ­шее училище, куда будут поступать вследствие край­ней бедности и с небольшим удовольствием. В училище необходимо открыть 3 средних училища с механичес­кой, химической и строительной специальностями.

Предполагается изменить учебные планы, ввес­ти курс электротехники, добавить уроки матема­тики, сократить курсы счетоводства, коммерческой географии и политической экономии. Ввести прак­тические занятия по физике и электротехнике, уве­личить количество занятий в химических лабора­ториях и на заводах.

Всего оставить 212 предметных уроков, из них по физике и электротехнике — 27, 15 — по химии, 100 уроков черчения, 42 урока рисования и чистописания».

На этот проект вскорости пришел ответ: «При­знать такое преобразование в принципе желательным и возможным. Летальную разработку отложить до одного из будущих заседаний Педагогического совета после предварительного рассмотрения господами пре­подавателями училища всех измышлений, которые по­влекут за собой такое преобразование.

Попечитель Казанского учебного округа».

 Учащиеся Казанского сединенного промышленного училища
 

География распределения выпускников очень широкая. Окончившие строительное училище в 1902-1917 гг. (всего 369 человек) работали в более чем 30 губерниях России, городах Санкт-Петербург,  Москва, Ашхабад, Киев, Курган, Харьков, Витебск, Смоленск, Чита, Брест, Самара, Чернигов, Тобольск, Иркутск, а также в городах Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Выпускники училища построили ряд прекрасных зданий в Казани. Например, специалисты первых выпусков принимали активное участие в проектировании и строительстве здания  художественного училища, которое в 1930 году стало основным учебным корпусом КИКСа - Казанского института коммунального строительства.
За время своего существования Казанское промышленное училище неоднократно реорганизовывалось. В 1915 году на учебных площадях училища развёртывает свою работу Виленское среднее химико-техническое училище, эвакуированное в г. Казань в условиях начавшейся первой мировой войны.

 

Нечкин В.И., директор Казанского промышленного училища с 1911 по 1917гг.


С началом революционных событий в России 1917 года в жизни промышленного училища произошли значительные изменения. В соответствии с постановлением Временного правительства от 30 мая 1917 года N 131 оно было преобразовано в Казанское политехническое училище  (со статусом вуза) с тремя отделениями: химическим, механическим и строительным (с 30 сентября 1917 года). Училищу предоставлялось право выпускникам звание инженера узкой специальности. Политехническое училище просуществовало один год и выпустило 78 специалистов, в том числе 25 инженеров-строителей

21 ноября 1918 года предписанием отдела вузов Наркомпроса N 3420 был создан Казанский промышленный, экономический и художественный техникум, в состав которого вошли: Казанское политехническое училище, Казанское художественное училище, Казанское коммерческое училище и Виленское химико-техническое училище.

 
© 2013 Музей КГАСУ