Котвицкий Анатолий Викентьевич
Котвицкий Анатолий Викентьевич

 

 

 

 

 

Котвицкий Анатолий Викентьевич

 

Инженер-строитель, первый командир

ССО Республики Татарстан,

выпускник 1966 года

 

 

 

 


Родился 28 марта 1938 года в г. Сквира Киевской обл. Украинской ССР.


Окончил с отличием в 1966 году строительный факультет Казанского инженерно-строительного института.


1970-1972гг. – заведующий строительным отделом Набережночелнинского горкома КПСС.

1972-1991гг. в ПО “Камгэсэнегострой”: с 1972 – начальник управления строительства “Соцкультбытстрой”, главный инженер Управления строительства города; с 1983 – заместитель начальника объединения по промышленности; с 1989 – заместитель начальника - начальник отдела строительной индустрии, с 1991 – директор по промышленной строительной индустрии.

1991-1997гг. – заместитель председателя Набережночелнинского исполкома горсовета, заместитель мэра, вице-мэр по строительству и связи г. Набережные Челны.

1997–2004гг. – директор проектно-строительной фирмы “Профиль”.

 

Котвицкий А.В. – заслуженный строитель РТ, по­четный гражда­нин города Набе­режные Челны. В 1963 году по окончании второго кур­са КИСИ возгла­вил один из трех первых линей­ных казанских отрядов студен­тов, которые ра­ботали на цели­не в Есильском районе Казахста­на. В 1964-1965 годах был коман­диром сводно­го студенческого отряда Татарста­на, работающего в Казахстане.


Вот как вспоминает об этом времени Анатолий Викентьевич:

 

«Трудными были первые недели. Ни отряд, ни руководители хозяйств не имели опыта совместной работы. Но мы были рады начать, и потом, по окончании сезона, поняли, что с работой, которую мы выполняли, справятся ребята из любого вуза, если им чуть-чуть подсказывать. Поэтому в следующем году на сове­щании в обкоме комсомола я пред­ложил: «Давайте возьмем не две­сти ребят, а четыреста - из КАИ, мединститута, университета». К ка­ждому отряду мы приставили ма­стера из КИСИ и фельдшера из чи­сла студентов-медиков. Тогда же я предложил сшить форму. Меня поддержали. И когда мы приехали в Казахстан, то произвели впечатле­ние внешним видом. Но не только этим...

Перед летом я поездил по Пресновскому району Северо-Казахстанской области, где нам предстояло работать. Узнал, какие объекты нуж­но построить, познакомился с на­чальством, с совхозами. По возвращении отправился на прием к секретарю горкома комсомола Маршеву: «Альберт Николаевич, где-то инструмент хороший, а где-то плохой. Давайте попросим наши строительные организации, чтобы они нас снабдили строительными инструментами». Так мы приехали на места уже «вооруженные», с мо­лотками, с перчатками. Эта пробле­ма была решена, но обострилась другая - транспортная. Не всегда есть возможность привезти строительный материал с кирпичного завода. А там, в совхозе, я заметил машин четыреста без води­телей. И предложил: «Если вы от­ремонтируете машины, а я привезу человек сорок студентов с права­ми? Не гарантирую, что есть опыт, но по степи-то они проедут!». И мы договорились. А в Казани я отпра­вился к А.Н. Маршеву просить ав­токран. Он удивился: «Вот ты неуго­монный!». Но, конечно, помог.

Так мы и поехали, большим соста­вом (мне впригрузку дали новичков - отряд политехнического института Марий Эл) и с автокраном. По обла­сти прошел слух: а в казанском отря­де есть своя автоколонна! Двадцать машин у студентов! И даже автокран. Другие совхозы дажеарендовали машины на время. Руководство Се­верного Казахстана оценило такой подход. Все достижения - подготов­ленность к работе, оснащенность инструментами и транспортом, по­мощь отрядам-новичкам, единая форма, та культурно-просветитель­ская работа, которую проводили от­ряды на местах, - выделили татарстанцев. В 1965 году казанский отряд получил Красное Знамя ЦК ВЛКСМ и Министерства сельского хозяйст­ва СССР как один из лучших отрядов года за строительный сезон на цели­не. Это был настоящий прорыв! Все­го учредили шесть знамен. В Москве И Ленинграде собирались громад­ные отряды из крупнейших вузов, и их не могли оставить без награды. Остаются четыре знамени и 16 ре­спублик, среди которых автономии не считались главными претендента­ми - И вдруг ТАССР получает союзное Знамя! Никто не ожидал.

Слева направо: Нил Хуснутдинов, Нелля Мухаметзянова, Биктимир Мурясов, Рита Урюпова,

Марина Де-Кейпер и Анатолий Котвицкий в Кремлевском Дворце съездов. 1965 год


Вручение проходило в Москве, во Дворце съездов. Это подчеркивает то, что работа с молодежью велась на очень высоком уровне. Представьте, студент третьего курса попадает во Дворец съездов - место, где проходят важнейшие события в стране. А его там еще хвалят, награ­ждают. Тогда на банкете я впервые попробовал раков с пивом».

Командиры первых отрядов Анатолий Молостов и Анатолий Котвицкий. 1965 год


Благодаря этому прорыву казан­ского отряда его командира Анато­лия Котвицкого узнали по всей ре­спублике. И когда в 1967 году Казань начала готовиться к проведению фе­стиваля дружбы советско-японской молодежи, именно этому предпри­имчивому молодому человеку (тогда он уже работал на строительстве за­вода органического синтеза) поручи­ли спроектировать и построить меж­дународный молодежный лагерь в Боровом Матюшино.

А после потекла интереснейшая жизнь, связанная со строительством КамАЗа и нового города Набереж­ные Челны. О Котвицком как строи­теле и руководителе много написано в очерках разных лет. Командир сту­денческих отрядов, он на протяже­нии всей жизни остается примером для людей, которые его знают.

 

(из книги «Люди строят себя. 50 лет ССО Республики Татарстан» 2013г.)

 
© 2013 Музей КГАСУ