Дульский Петр Максимилианович
Дульский Петр Максимилианович

 




Дульский Петр Максимилианович

 

(23.03.1879 - 8.03.1956)


Кандидат искусствоведения, доцент,

заведующий кафедрой графики КИИКСа

с 1938 по 1941гг., заведующий кафедрой

графики КИИГСа с 1948 по 1949гг.

 

 

 

 

Родился 23 марта 1879 года, в г. Оргеев Бессарабской губернии (ныне Молдавия).

 

1899-1904гг. – студент отделения Казанской художественной школы.

1902-1904гг. – преподаватель профессиональной школы Л.П. Шулковой, г. Казань

1904-1911гг. – преподаватель Слободского реального училища, г. Слободский Вятской губернии.

1911-1917гг. – преподаватель Казанского первого реального училища.

1915-1919гг. – студент-слушатель историко-философского факультета КГУ.

1917-1930гг. – заведующий художественным отделом Центрального музея.

1929-1930гг. – и.о. старшего ассистента Политехнического института, г. Казань.

1930-1933гг. – ассистент по курсу рисования Казанского института инженеров коммунального строительства (КИИКС).

1934 год – присвоено ученое звание доцента

1935-1938гг. – доцент по курсу графики.

1938 год – присуждена ученая степень кандидата искусствоведения.

1938-1941гг. – и.о. заведующего кафедрой графики.

1941-1947гг. – переведен в КАИ.

1946-1947гг. – доцент кафедры архитектуры Казанского института инженеров гражданского строительства (КИИГС), по совместительству.

1948-1949гг. – заведующий кафедрой графики КИИГСа.

1949-1952гг. – доцент кафедры архитектуры.

1952-1956гг. – доцент кафедры начертательной геометрии и графики.

 

Дульскому П.М. принадлежит большая заслуга в эстетической подготовке будущих инженеров-строителей.

Занятия по рисунку у студентов КИИГСа ведет Дульский П.М. 1948 год

 

Круг его интересов обширен. Он всю свою жизнь посвятил изучению истории художественной культуры Татарии. Петр Максимилианович написал более 125 различных брошюр и книг по архитектуре, живописи, скульптуре и графике и был широко известен в нашей республике и за ее пределами. К наиболее знаменитым научным трудам относятся: «Памятники Казанской старины 232 стр. с 50 снимками видов Казани», «Строитель Казанского Университета – великий русский математик Н.И. Лобачевский и его иконография», изд-во Академии наук СССР, 5.01.1949г., «Николай Иванович Фешин», Казанское Отделение Государственного Издательства. Казань – 1921г., «Иван Иванович Шишкин, 1832 – 1898», Татгосиздат, редакция художественной литературы, Казань, 1953 – первое издание, 1955 – второе дополненное и расширенное издание и др. В список трудов Петра Максимилиановича включено 98 наименований.

 


В 1940 году Дульскому П.М. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств ТАССР». Награжден орденами «Знак почета», «Трудового Красного Знамени» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

 

Творчество П.М. Дульского многогранно. Достаточно привести такой факт – издание в 1990 году книги, посвященной по существу, его творчеству, в каждой записывается каждый его шаг, учтены более точно все его публикации и выступления в печати. Книга вышла под следующей эгидой:

Добровольное общество любителей книги РСФСР, «Всероссийская ассоциация библиофилов», Выставочный центр «У книгоиздателя И.Д.Сытина».

Забытые имена подвижников культуры.

Петр Максимилианович Дульский (1879-1956)

Каталог выставки из собрания московского библиофила Т.Е. Климова, Москва, Внешторгиздат, 1990,124стр.

 

Приведем лишь один абзац из изданной книги, которая более полно характеризует деятельность и значимость Петра Максимилиановича:

«Поражает многогранность и плодовитость оставленного П.М. Дульским наследия. Профессиональный художник, он был одновременно искусствоведом, издательским и музейным работником, историком-краеведом, книговедом, специалистом в области архитектуры. П.М. Дулькому в значительнейшей степени принадлежит честь создания в 1920-е годы казанской полиграфической школы».

В исследованиях его творчества с выходом цитируемой книги еще не поставлены последняя точка.

 

Акварели Дульского П.М. из фондов музея истории КГАСУ:

 

1. Мост.

2. Березы.

3. Перекресток.

4. Этюд.

5. Озеро.

6. На Волге.


Дульский П.М. – один из самых ярких представителей казанской художественной культуры первой половины ХХ века, человек универсальных дарований. Он заложил основы искусствоведения Татарстана, написав многочисленные труды по истории искусства и архитектуры Казанской губернии и советского Татарстана. Внес неоценимый вклад в развитие книгоиздательского дела республики, на протяжении многих лет ведя курс графических дисциплин в Полиграфической школе им. А.В.Луначарского в Казани и занимаясь художественным оформлением многочисленных изданий Центрального музея, Полиграфшколы и др. Был инициатором издания и редактором первого российского специализированного музейного журнала «Казанский музейный вестник» (1920-1924).


 

 

 

Из воспоминаний Мурата Тауфиковича Кулеева, ректора КИСИ с 1968 по 1988гг., выпускника 1951 года: «Петр Максимилианович Дульский — художник, искусствовед, педагог. С юношеским увлечением и энтузиазмом, не жалея времени и сил, он беззаветно служил любимому делу, увлекая за собой всех, кто был рядом. За всю свою жизнь мне встретились всего два-три человека, так истово отдающихся искусству. Он учил нас таинству рисунка, живописи, графики, законам перспективы и цвета. Я всегда с большой благодарностью вспоминаю Петра Максимильяновича, который одним из первых приоткрыл мне дверь к пониманию прекрасного».

А вот как вспоминает Дульского Владимир Александрович Сладков, кандидат архитектуры, доцент, выпускник первого послевоеннго выпуска: «...Вечный вьюнош!» - так В.В.Егерев шутливо представил нам Петра Максимилиановича Дульского, преподавателя рисунка и живописи. Известный краевед, маститый искусствовед, лично знакомый с большими художниками «Серебряного века»... Нас всегда восхищало его уважительно-внимательное отношение ко всем, без исключения, общающихся с ним. В паузах сосредоточенных занятий он показывал нам подлинные этюды больших мастеров из своей коллекции и роскошные издания великолепных репродукций из своей библиотеки. Для нас - «зелёных» школьников и опалённых войной суровых фронтовиков (мы все были в одной группе) – П.М. подлинно воплотил Эталон настоящего интеллигента. Его внимание к каждому из нас, восторженно-восхищенное отношение к нашим графическим и живописным «шедеврам» стали основой нашего творческого самоутверждения — «на всю оставшуюся жизнь».

 
© 2013 Музей КГАСУ